Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования

Основополагающие нюансы возможной ответственности при наступлении определенных обстоятельств.


Основополагающие нюансы возможной ответственности при наступлении определенных обстоятельств регламентируются ст. 126 Кодекса. Рассмотрим некоторые моменты и возникающие вопросы касательно данной темы более детально.

Особенности и границы ответственности по обязательствам публично-правовых образований

Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований (далее – ППО) наступает при нанесении ущерба третьим лицам или при возникновении финансовой задолженности.

Ст. 126 регламентируются некоторые нюансы и границы ответственности, которыми располагают ППО согласно имеющимся материальным обязательствам:

  • реализация ответственности осуществляется в пределах имущества, принадлежащего ППО;
  • не может быть взыскано имущество, которое принадлежит учрежденным ППО юридическим лицам (далее – ЮЛ) на праве оперативного управления;
  • взыскание не осуществляется по имуществу, которое по правовым положениям законодательства может быть исключительно в государственном, а также в муниципальном владении;
  • взыскание может осуществляться на землю и иные виды природных ресурсов, но только в определенных законами случаях;
  • ЮЛ, которые были учреждены ППО, не отвечают по материальным обязательствам последних;
  • ППО не несут ответственности по финансовой задолженности, возникшей у основанных ими ЮЛ;
  • Российская Федерация не несет обязанности выплачивать долги, которые возникли у регионов РФ и муниципальных образований (далее – МО);
  • регионы Российской Федерации и МО обладают правом не отвечать по имеющимся долгам РФ и между собой.

Нормы об ответственности публично-правовых образований

Нормативные положения утверждены в ГК и БК РФ (ст. 1069 – 1071 и 242.1 – 242.5 соответственно), а также в иных законодательных документах.

По Конституции РФ, любое лицо располагает законным правом на компенсацию государством понесенных убытков из-за противоправных действий органов власти или уполномоченных лиц данных органов.

Исполнение решений суда по исковым требованиям к ППО зависит от разновидности исков и статуса лица, привлеченного в качестве ответчика.

Пример. Исковое требование о компенсации ущерба, причиненного физическому лицу из-за противоправных действий структур власти или должностных лиц данных структур, может быть направлено для исполнения в:

  • Минфин;
  • финансовую структуру соответствующего региона Российской Федерации или МО.

Исполнение решения суда производится в течение 3 мес. с даты принятия исполнительных документов. Процедура компенсации осуществляется за счет специальных ассигнований.

Имущественная ответственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

ППО несут ответственность по имеющейся задолженности перед определенными лицами всем своим имуществом, кроме случаев, перечень которых регламентируется законодательством.

ППО отвечают по имеющимся долгам:

  • финансовыми активами;
  • имуществом, на которое по действующим положениям законодательства может быть обращено взыскание.

Имущество взыскивается только в случае, если имеющихся денежных средств оказывается недостаточно для комплексного погашения задолженности ППО перед третьими лицами. При этом:

  • арест производится уполномоченным на осуществление данных действий судебным приставом-исполнителем;
  • имущество, на которое осуществляют процедуру ареста, не должно быть закрепленным за основанными ППО ЮЛ на праве хозяйственного или оперативного управления;
  • изъятие и реализация имущества должны производиться только после того, как была установлена невозможность реализации судебного решения за счет бюджетных средств.

Имущество, на которое нельзя обратить взыскание

Ответственность по долгам ППО не распространяется на имущество:

  • которое закреплено за государственными унитарными предприятиями;
  • организаций, имеющих режим ограничения имущественных прав;
  • выведенное из оборота.

Также не подлежит взысканию:

  • важные природные объекты на специализированном режиме охраны;
  • объекты, располагающие исторической или культурной ценностью;
  • некоторые разновидности оружия и объектов оборонно-промышленного комплекса;
  • спецсырье;
  • некоторые элементы инфраструктуры морских портов;
  • другие имущественные ценности.

Обстоятельства, когда публично-правовые образования отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц

В общем представлении ППО не несут материальной ответственности по долгам основанных ими ЮЛ.

Тем не менее, некоторые статьи ГК РФ вносят исключения в данный режим:

  • ст. 56 объясняет, что при банкротстве ЮЛ из-за действий его учредителей или владельцев имущества, а также иных лиц, располагающих правами определения действий или подачи указаний для данного ЮЛ, на учредителей и собственников при нехватке имущества ЮЛ для покрытия суммы задолженности может быть наложена солидарная ответственность;
  • ст. 115 указывает, что владелец имущества казенного учреждения при нехватке имущества у такой организации для покрытия долгов несет солидарную ответственность;
  • ст. 120 регламентирует, что бюджетные организации несут ответственность в рамках имеющихся в распоряжении финансовых средств, а при их недостаточности солидарная ответственность возлагается на владельца имущества такого ЮЛ.

Понятие и содержание гарантии (поручительства) РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Ст. 126 ГК РФ гласит об имеющейся возможности принятия гарантии (поручительства) Российской Федерацией, регионом Российской Федерации или МО. При этом ч. 2-5 данной статьи о невозможности несения поручительства Российской

Федерацией перед регионами и МО, и наоборот, в таких случаях не применяются.

Заключение государственных и муниципальных гарантий регламентируется в ст. 115-117 БК РФ. Нормативными положениями устанавливается возможность поручительства ППО только и исключительно посредством заключения гарантии.

Обязательства по ней должны быть включены в структуру государственного долга.

Госгарантия в обязательном порядке должна содержать:

  • название гаранта (Российская Федерация, регион РФ или МО);
  • название организации, которая осуществила выдачу гарантии от имени ППО;
  • указание на обязательство, в целях обеспечения погашения которого производится выдача документа;
  • структура обязательств гаранта;
  • размер гарантии;
  • процесс установления гарантийного события;
  • название принципала;
  • особенности реализации отзыва или нюансы, предусматривающие безотзывность;
  • основания для выпуска государственной гарантии;
  • дата вступления муниципальной гарантии в юридическую силу и срок действия;
  • структура процедуры реализации гарантом взятых на себя обязательств;
  • порядок уменьшения суммы государственной или муниципальной гарантии, если должник погасит задолженность полностью или частично;
  • положения о требовании регрессного характера у гаранта к должнику или отсутствие таковых;
  • альтернативные условия.

Основания прекращения государственной или муниципальной гарантии

Гарантия заканчивает свое действие по нижеследующим основаниям:

  • гарант выплатил выгодоприобретателю сумму, предусмотренную контрактом, при регистрации гарантийного события;
  • истек срок, в течение которого предусматривалось действие гарантии;
  • принципал самостоятельно погасил долги перед другими лицами, риски непогашения которых осуществлялись гарантией;
  • выгодоприобретатель отказался от своих законных возможностей и прав;
  • у принципала не возникло обязательств, предусмотренных гарантией;
  • при других основаниях.

Автор статьи

Григорьева Дарья Вячеславовна - Юрист по гражданским делам
Юрист по гражданским делам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Гражданские дела, Жилищное право, Договорное право.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по гражданскому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут