Проблема клиента
Проживание гражданки Грузии (фамилия скрыта) длительное время на территории Российской Федерации, не имея законных оснований (визы, РВП, ВНЖ), в результате чего она не может получить гражданство РФ.
Цель клиента
Получить гражданство Российской Федерации.
Фабула дела
(Фамилия скрыта) является гражданкой Грузии.
В 1994 году (фамилия скрыта) со своей семьей - мужем и двумя детьми - прибыли на территорию РФ для постоянного проживания.
Между (фамилия скрыта) и супругом брак расторгнут.
На имя (фамилия скрыта) зарегистрировано право собственности на квартиру.
В июне 2001 года прибыла в РФ на основании визы сроком до ноября 2021 года, по настоящее время территорию РФ не покидала.
На территории РФ (фамилия скрыта) регистрации не имеет.
В 2005 году бывший супруг и дети приобрели гражданство РФ.
Мотивировочная часть (план действий)
Шаг 1. Определить законность нахождения клиента на территории РФ
Иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания в Российской Федерации, является незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25.10 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту (ч. 1 ст. 25.9 ФЗ N 115-ФЗ).
Обстоятельства: (фамилия скрыта) - гражданка Грузии, проживает на территории РФ с 2001 года, что подтверждается визой.
Вывод: в настоящее время (фамилия скрыта) является иностранным гражданином, незаконно находящимся на территории РФ, без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в связи с чем, в ее действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Шаг 2. Выехать на территорию страны, гражданином которой являлись ранее
Шаг 2.1. Инициировать административную процедуру
Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ).
О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, должностные лица территориального органа Управления по вопросам миграции МВД России (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
Обстоятельства: (фамилия скрыта) совместно с адвокатом необходимо обратиться в территориальный орган по вопросам миграции по месту жительства. При себе необходимо иметь заранее составленное адвокатом письменное объяснение по данному факту, а также необходимо заранее подготовить возражение для суда.
Вывод: при выявлении незаконно находящихся граждан на территории РФ протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица территориального органа по вопросам миграции. Миграционный орган МВД, выявив факт нарушения порядка пребывания (фамилия скрыта), составит в отношении (фамилия скрыта) административный протокол незамедлительно, либо в течение двух суток, а при возбуждении административного расследования - после его окончания. Далее миграционный орган МВД направляет его для рассмотрения в суд, так как дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.8 КоАП РФ уполномочен рассматривать только суд.
Шаг 2.2. Добиться назначение наказания в виде административного штрафа без административного выдворения
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Шаг 2.2.1. Подготовить объяснение по факту административного правонарушения
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе (ст. 4.2 КоАП РФ).
Устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Конституционный суд Российской Федерации, постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П).
Рекомендации: в объяснении необходимо отразить, что (фамилия скрыта) раскаивается в нарушении правил пребывания на территории РФ, вину признает полностью, добровольно сообщила о совершенном ею административном правонарушении, готова оказывать содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. На территории РФ находится вся семья (фамилия скрыта) - муж, двое дочерей, которые являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории РФ.
Вывод: при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении (фамилия скрыта), на основании изложенных правовых норм, учитывая смягчающие обстоятельства, правовую позицию привлекаемого лица - (фамилия скрыта) судом будет вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа без административного выдворения или назначении наказания в виде административного штрафа с административным выдворением (менее, но вероятно). После вступления судебного постановления в законную силу (фамилия скрыта) необходимо выехать на территорию Грузии.
Шаг 3. Отменить решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации и находился в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации (п. 14 ст. 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ).
Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Материалы для принятия решения о неразрешении въезда на территорию РФ подготавливаются в течение 15 дней со дня выявления обстоятельств (п. 2 Приложения 1 к Приказу МВД России от 08.05.2019 № 303).
При подготовке материалов для принятия решения о неразрешении въезда учитываются наличие у иностранного гражданина членов семьи, являющихся гражданами РФ (п. 3, подп. 3.1 Приложения 1 к Приказу МВД России от 08.05.2019 № 303).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (ч. 2 ст. 25.10 ФЗ N 114-ФЗ) - принудительной высылке.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, СВР России, МИД России, ФСИН России, ФТС России, Росфинмониторинг (Постановление Правительства РФ от 14.01.2015 N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" (вместе с "Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства")
Рекомендации: подготовить доверенность с правом получения решений в государственных органах, в том числе УВМ МВД, в суде, обжалования решений должностных лиц, запросить решение о неразрешении на въезд, которое в течение 3 месяцев обжаловать в суд. (фамилия скрыта) после принятия решения, не дожидаясь его получения, следует выехать с территории РФ.
Вывод: исходя из анализа ситуации и правовых норм, следует, что после выявления должностными лицами УВМ МВД России факта нарушения (фамилия скрыта) порядка пребывания на территории РФ в отношении нее будет вынесено решение о неразрешении въезда на территорию РФ в течение 10 лет. В настоящее время на официальном Интернет-сайте МВД России (http://мвд.рф) в подразделе «Проверка наличия оснований для неразрешения въезда в РФ» раздела «Информационные сервисы» во вкладке «Сервисы» иностранный гражданин может получить информацию о наличии либо отсутствии оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации по линии МВД России, а также о территориальном органе МВД России принявшем решение об ограничении въезда в Российскую Федерацию.
Гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Административное исковое заявление к органу государственной власти, наделенному отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту его нахождения (ч. 1 ст. 222 КАС РФ).
Административные дела об оспаривании решений, органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).
В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства (ч. 5 ст. 125 КАС РФ).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений (ст. 62 КАС РФ).
Свидетельскими показаниями являются сообщения свидетелем суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лицо может быть вызвано в суд в качестве свидетеля по ходатайству лица, участвующего в деле, и по инициативе суда (ч. 1, ч. 4 ст. 69 КАС РФ).
При изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда подразделение МВД России в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств готовит проект решения об отмене решения о неразрешении въезда, принятого МВД России или его территориальным органом, либо письмо в территориальный орган МВД России, принявший решение о неразрешении въезда, за подписью начальника (заместителя начальника) подразделения МВД России с обоснованием необходимости отмены такого решения (п. 7, подп. 7.1 Приложения 1 к Приказу МВД России от 08.05.2019 № 303).
Рекомендации: В административном исковым заявлении необходимо основываться на вышеизложенных нормах, (аналогично при решении вопроса об административном выдворении), у административного истца утрачены связи с исторической родиной. Имущества на территории сопредельного государства не имеется. У истца на территории РФ имеется в собственности недвижимое имущество. Также следует заявить ходатайство о вызове в качестве свидетелей в суд детей и бывшего мужа (фамилия скрыта), которые располагают сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения данного дела.
Вывод: при вынесении в отношении (фамилия скрыта) решения о неразрешении въезда необходимо в течение трех месяцев со дня вынесения решения (или с момента, когда данный факт станет известным) обратиться в районный суд по месту нахождения органа, вынесшего соответствующее решение, с административным исковым заявлением о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию РФ и обязании разрешить въезд на территорию РФ. Общий срок рассмотрения административного дела в суде - 1 месяц. Решение суда вступает в законную силу по истечении 1 месяца, если не была подана апелляционная жалоба. Административный иск необходимо подавать даже в случае назначения административного наказания в виде административного выдворения, поскольку в результате только выдворения в дальнейшем можно вернуться на территорию РФ, получив визу. РВП, ВНЖ после административного выдворения нельзя получить в течение 5 лет, однако можно находиться по визе, продляя ее или выезжая и получая новую.
С заявлением о пересмотре решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации можно обратиться в Управление МВД России по субъекту Российской Федерации, которым принято решение об ограничении въезда в Российскую Федерацию, с приложением копий документов, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате и подтверждающих наличие указанных обстоятельств.
Однако наиболее результативным способом является обращение в суд, так как решения должностных лиц вышестоящим органом крайне редко отменяют.
Шаг 4. Получить гражданство РФ
Шаг 4.1. Вернуться на территорию РФ
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту (ч. 1 ст. 25.9 ФЗ N 115-ФЗ).
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ч. 3 ст. 7 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином.
Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (ст. 20 ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”).
Вывод: чтобы получить гражданство по прибытии в РФ на основании визы (фамилия скрыта) необходимо получить миграционную карту и встать на учет по месту пребывания, подав соответствующее уведомление в территориальный орган по вопросам миграции МВД.
Шаг 4.2. Получить вид на жительство
Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (ст. 8 115-ФЗ).
Без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации (п. 4 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Вывод: для получения гражданства РФ (фамилия скрыта) необходимо получить вид на жительство - ВНЖ. В соответствии с вышеуказанными нормами (фамилия скрыта) в период нахождения на территории РФ на законных основаниях имеет право получить ВНЖ в упрощенном порядке по наличию детей - граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
При подаче заявления на ВНЖ предоставляются следующие документы:
- Четыре фотографии 35 мм х 45 мм;
- Квитанция по уплате госпошлины в размере 5 000 рублей;
- Паспорт гражданина иностранного государства;
- Миграционная карта;
- Медицинские документы: медицинское заключение врачей и сертификат об отсутствии инфекционных заболеваний;
- Свидетельство о рождении;
- Документы, подтверждающие перемену ФИО ;
- Свидетельства о рождении детей;
- Паспорт гр. РФ с отметкой о регистрации по месту жительства детей;
- Документы, подтверждающие перемену ФИО детьми;
- Справка о несудимости, выданная уполномоченным органом Грузии;
- Документы, подтверждающие доход не ниже прожиточного минимума;
- Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Вывод: для получения ВНЖ (фамилия скрыта) необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать соответствующие анализы. Медицинское заключение и сертификаты об отсутствии инфекционных заболеваний включены в перечень документов, представляемых вместе с заявлением на получение ВНЖ.
Порядок прохождения медицинской комиссии иностранным гражданам для получения ВНЖ установлен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1079н от 19.11.2021 “Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), формы бланка и срока действия медицинского заключения об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также формы, описания бланка и срока действия медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих” (далее Приказ Минздрава РФ № 1079н от 19.11.2021).
Перечень медицинских организаций установлен Постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2021 года N 1517-ПП “Об установлении перечней медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и об отдельных вопросах организации размещения информации о медицинском освидетельствовании иностранных граждан”.
Вывод: для получения ВНЖ (фамилия скрыта) необходимо пройти медкомиссию, которая включает в себя: осмотр у терапевта, фтизиатра, дерматовенеролога, психиатра-нарколога и инфекциониста, анализ крови на инфекционные заболевания, ВИЧ-инфекцию, клинический анализ крови, анализ мочи на наличие психотропных веществ и общий анализ мочи, флюорографическое обследование грудной клетки.
Пройти медицинскую комиссию можно в ГБУЗ города Москвы "Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы".
Порядок получения ВНЖ установлен Приказом МВД Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Вывод: подать заявление на ВНЖ можно в территориальном органе по вопросам миграции МВД - в регионах РФ, в Миграционном центре в Сахарово - в Москве, где подача заявления осуществляется только по предварительной записи, ВХОД № 3.
Записаться на подачу документов можно с помощью ОНЛАЙН сервиса личный кабинет "РВП, ВНЖ, ГРАЖДАНСТВО РФ, НРЯ", а также лично обратившись в Миграционный центр или в представительство Миграционного центра по адресу: ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1. (График работы представительства: понедельник-пятница с 09:00-18:00)
Для записи на подачу документов на территории Миграционного центра необходимо обращаться на Вход 5.
Предварительная запись на подачу документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство осуществляется при предъявлении полного комплекта документов.
Срок рассмотрения заявления о выдаче ВНЖ - 3 месяца.
ВНЖ выдается бессрочно.
Шаг 4.3. Подать заявление на получение гражданства РФ
Порядок получения гражданства установлен Приказом МВД Российской Федерации от 16.09.2019 N 623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений".
Вывод: при подаче заявления на получение гражданства в упрощенном порядке по основанию, предусмотренному п. в ч. 2 ст. 14 ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, предоставляются следующие документы:
- Три фотографии 3 х 4;
- Квитанция по уплате госпошлины в размере 3 500 рублей;
- Паспорт гражданина иностранного государства;
- Вид на жительство;
- Свидетельство о рождении ;
- Документ, подтверждающий перемену ФИО;
- Свидетельства о рождении детей;
- Паспорта гр. РФ с отметкой о регистрации по месту жительства детей;
- Документ, подтверждающий перемену ФИО детьми.
Подача заявления на получение гражданства осуществляется в территориальный миграционный орган по месту жительства. В Москве - Многофункциональный миграционный центр, вход № 3.
Прием граждан по вопросам получения гражданства Российской Федерации осуществляется в Миграционном центре в Сахарово только по предварительной записи.
Записаться на подачу документов можно с помощью ОНЛАЙН сервиса личный кабинет "РВП,ВНЖ,ГРАЖДАНСТВО РФ,НРЯ.", а также лично обратившись в Миграционный центр или в представительство Миграционного центра по адресу: ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1. ( График работы представительства: понедельник-пятница с 09:00-18:00.
Для записи на подачу документов на территории Миграционного центра необходимо обращаться на Вход 5.
Предварительная запись на подачу документов для получения гражданства РФ и статуса носителя русского языка осуществляется при предъявлении полного комплекта документов.
Срок рассмотрения заявления о получении гражданства РФ в упрощенном порядке - 3 месяца.
Судебная практика
1. Об административном правонарушении ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело: № 5-563/2018
Постановление судьи Советского районного суда РСО-Алания по делу об административном правонарушении № 5-563/2018 от 16 июля 2018 года.
Правонарушение: ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Обстоятельства: лицо, привлекаемое к административной ответственности, ссылается на то, что в 2008 году прибыла на территорию РФ через Республику Беларусь к своему гражданскому мужу - гражданину РФ и ребенку - гражданину РФ. Без своей семьи она не может постоянно проживать на территории Грузии, поскольку близких родственников, с которыми она могла бы проживать, не имеет, а также не имеет своего жилья.
Решение: гражданка Грузии признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Основной тезис: Судом установлены обстоятельства смягчающие административную ответственность деликвента, а именно наличие у неё родственников - дочь гражданку РФ , гражданского супруга - гражданина РФ, длительное их совместное проживание на территории РФ. Данное обстоятельство суд считает существенными, препятствующими применению наказания в виде административного выдворения, так как применение наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в данном случае непосредственно затрагивает права деликтвента гарантированные ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод – об уважении частной и семейной жизни.
2. Об административном правонарушении ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело: № 5-21/2017
Постановление Новосильского районного суда Орловской области по делу об административном правонарушении № 5-21/2017 от 17 октября 2017 года.
Правонарушение: ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Обстоятельства: лицо, привлекаемое к административной ответственности, ссылается на то, что в 1991 году прибыла на территорию РФ совместно с дочерью с Украины. Впоследствии дочь вышла замуж, получила гражданство РФ. Понимает, что находится на территории России нелегально, однако указала, что выехать ей некуда. Родители умерли, иных родственников на территории Украины не имеет. Планирует продолжать постоянно проживать на территории России и в установленном законом порядке получить гражданство России. Просила суд не выдворять её за пределы Российской Федерации ввиду отсутствия у неё места жительства и пребывания на территории Украины.
Решение: гражданка Украины признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Основной тезис: с учётом личности, а также конкретных обстоятельств настоящего дела (длительное постоянное пребывание и проживание на территории Российской Федерации, отсутствие родственных и иных социальных связей на территории Украины, наличие цели легализации своего положения на территории Российской Федерации, наличие устойчивых социальных связей на территории Российской Федерации – проживание детей, заключение брака с гражданином Российской Федерации), причин и условий совершения правонарушения, соблюдения принципа индивидуализации и соразмерности наказания и ответственности, суд не находит необходимости, в данном случае, в применении наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Назначение в рассматриваемом случае дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не будет соответствовать целям обеспечения основных прав иностранного гражданина, балансу и общему интересу защиты личности, общества и государства.
3. Об административном правонарушении ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело: № 5-50/2020
Постановление Ряжского районного суда Рязанской области по делу об административном правонарушении № 5-50/2020 от 08 мая 2020 года.
Правонарушение: ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Обстоятельства: лицо, привлекаемое к административной ответственности, ссылается на то, что приехала на территорию Российской Федерации в сентябре 1998 год с мужем и тремя детьми. По приезду в Российскую Федерацию она за пределы её территории не выезжала, постоянно проживала в <адрес>, работала в колхозе «Россия», в Христа-Рождественском подворье, ООО «Монастырское подворье», ООО «Бурминка-Агро». Её муж является с 2004 года гражданином Российской Федерации, постоянно проживает вместе с ней с 1998 года, является инвалидом второй группы бессрочно, парализован. Сын также является гражданином Российской Федерации с 2006 года, проживает вместе с гражданской женой и дочерью. От предыдущего брака её сын, 1989 год рождения, является гражданином Российской Федерации, проживает с семьёй. В Республику Казахстан она возвращаться не намерена, занимается оформлением надлежащих документов, необходимых для законного пребывания на территории Российской Федерации.
Решение: гражданка Республики Казахстан признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Основной тезис: Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина влечёт в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, что не исключает серьёзного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО1 на уважение личной, семейной жизни.
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО1, административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П правовую позицию о возможности с учётом конкретных обстоятельств дела не назначать лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, исходя из принципов справедливости, соразмерности, индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранной гражданке ФИО1, судья учитывает характер совершённого ею административного правонарушения в сфере миграционной политики, отсутствие в материалах дела сведений о том, что нахождение ФИО1 на территории Российской Федерации нанесёт существенный ущерб государственным, общественным интересам, личность виновной и её сложившиеся семейные отношения с мужем, детьми, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, судья считает возможным не назначать ФИО1 административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку применение к ФИО1, административного выдворения за пределы Российской Федерации, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
4. Об административном правонарушении ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело: № 5-380/2020
Постановление Череповецкого городского суда Вологодской области от 23.02.2020 по делу об административном правонарушении № 5-380/2020.
Правонарушение: ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Обстоятельства: лицо, привлекаемое к административной ответственности, пояснило, что заключил брак с гражданкой РФ А. и проживает с той по адресу в РФ. Он не выехал из РФ по окончании срока пребывании, так как узнал, что ему запрещен въезд в Российскую Федерацию, поэтому испугался, что не сможет вернуться. Он обжаловал решение о запрете въезда в судебном порядке, судебное разбирательство не завершено.
Решение: за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Основной тезис: Из представленных суду документов следует, что срок законного пребывания на территории РФ истек. Решением УМВД по г. Череповцу от запрещен въезд на территорию РФ. Решением Череповецкого городского суда решение УМВД признано незаконным и отменено. Сведений о вступлении данного судебного решения в законную силу не имеется.
Изучив представленные документы, считаю, что в действиях Д.. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Отмена решения о запрете въезда на территорию РФ не означает признания законности пребывания Д. в Российской Федерации. Срок законного пребывания истек. Сведений о том, что в настоящее время у него имеются законные основания для пребывания в РФ, суду не представлено.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, наличие смягчающего обстоятельства – фактического признания вины, отягчающего обстоятельства – совершение повторного однородного правонарушения.
С учетом изложенного суд считает необходимым назначить Д. административное наказание в виде штрафа.
С учетом сведений о наличии зарегистрированных семейных отношений с гражданкой РФ и сведений о продолжении судебной процедуры оспаривания решения о запрете въезда на территорию РФ суд считает возможным в настоящее время не назначать Д. дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
5. О признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, дело: № 2А-385/2020
Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры по административному делу № 2А-385/2020 от 17 января 2020 года.
Требование: о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
Обстоятельства: на территории РФ проживает мать административного истца, которая имеет вид на жительство и братья, которые долгое время проживают и обучаются на территории РФ. При этом, у административного истца утрачены связи с исторической родиной. Имущества на территории сопредельного государства не имеется. У родителей истца имеется в собственности недвижимое имущество. Совершенные административные правонарушения незначительны, а штрафы добровольно уплачены. Просит суд признать незаконным решение УМВД России по ХМАО-Югре о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Решение: административное исковое требование о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить. Признать незаконным решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину. Обязать УМВД России по ХМАО-Югре отменить решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину. Обязать УМВД России по ХМАО-Югре направить письменное сообщение в Ханты-Мансийский районный суд в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда о его исполнении.
Основной тезис: с учетом, установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемое решение УМВД Югре о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно тяжести совершенных административных проступков.
6. О признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, дело: № 2А-2724/2020
Решение Мытищинского городского суда Московской области по административному делу № 2А-2724/2020 от 29 июля 2020 года.
Требование: о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
Обстоятельства: административный истец долгое время проживала на территории РФ, и имеет родственников проживающих на территории РФ.
Решение: административные исковые требования к МУ МВД России «Мытищинское», ГУ МВД России о признании решения незаконным - удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение МУ МВД «Мытищинское» о не разрешении въезда в гражданке Республики Азербайджан.
Основной тезис: суд учитывает соблюдение баланса публичных и частных интересов, так как оспариваемое решение уполномоченного органа свидетельствует о чрезмерном ограничении права на уважение частной жизни и является несоразмерным тяжести совершенных административных правонарушений, характер которых не свидетельствует о проявлении крайнего неуважения к законодательству Российской Федерации.
7. О признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, дело: № 2А-4869/2016
Решение Советского районного суда Республики Дагестан по административному делу № 2А-4869/2016 от 11 июля 2016 года.
Требование: о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
Обстоятельства: у административного истца имеется устойчивая связь с Российской Федерацией, с детских лет она находилась в Российской Федерации, владеет русским языком, обучалась в образовательных учреждениях на территории Санкт-Петербурга. При этом ни разу не привлекалась к административной, уголовной ответственности, не совершала каких-либо правонарушений, какую-либо угрозу безопасности страны не представляет. Ее муж, являясь гражданином Азербайджанской Республики, имеет вид на жительство в Российской Федерации, длительное время проживает на территории Российской Федерации, имеет собственность на территории РФ, имеет намерение подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации. Ее несовершеннолетние дети родились на территории РФ, также имеют устойчивую связь с Российской Федерацией.
Решение: административный иск гражданина Азербайджанской Республики, о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина удовлетворить. Признать незаконным решение Управление Федеральной миграционной службы России о неразрешении гражданину Азербайджанской Республики въезда в Российскую Федерацию сроком на 10 лет, как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы /детей и мужа/. Обязать Управление Федеральной миграционной службы России разрешить въезд на территорию Российской Федерации гражданину Азербайджанской Республики.
Основной тезис: принятым решением о запрете въезда на территорию Российской Федерации УФМС созданы препятствия для реализации прав и свобод административного истца на личную, семейную жизнь, проживание со своими детьми, нуждающимися в ее заботе и опеке, с мужем, имеющими устойчивую связь с Российской Федерацией; имелись исключительные обстоятельства, препятствовавшие своевременному выезду административного истца из Российской Федерации; административный истец предпринимал действия, направленные на легализацию пребывания в Российской Федерации.
Какие существуют риски
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вывод: таким образом, учитывая, что санкция ст. 18.8 КоАП предусматривает административное выдворение, есть риск, что судом не будут учтены исключительные обстоятельства, а весь перечень смягчающих покажется недостаточным, и (фамилия скрыта) будет назначено административное наказание с административным выдворением.
Административное выдворение делает невозможным получение ВНЖ в течение 5 лет. Однако можно въезжать на территорию РФ по визе, своевременно продлевать ее или выезжать для получения новой.
Кроме того, также есть риски помещения (фамилия скрыта) до вынесения судом постановления и вступления его в законную силу в Центр временного содержания.
Также существует низкая вероятность того, что решение о неразрешении въезда не будет отменено впоследствии судом, поскольку, как указывалось ранее, исключительные обстоятельства не будут признаны судом достаточными для отмены такого решения.
В случае обращения с административным иском в суд и отказе в удовлетворении требований, если ранее не обращались в МВД, необходимо будет в МВД подавать заявление о пересмотре решения.
Рекомендации и выводы
Исходя из представленной информации следует, что возможность легализовать проживание (фамилия скрыта) на территории РФ (получить ВНЖ с последующим получением гражданства) существует только через привлечение к административной ответственности, обжалование решения о неразрешении въезда на территорию РФ, выезд с территории РФ и возвращение на территорию РФ на законных основаниях.
Необходимо подготовить правовую позицию для суда как в рамках дела об административном правонарушении, так и в рамках административного дела.
В случае вынесения решений по каждому из судебных дел в пользу (фамилия скрыта), последняя, имея возможность находиться на территории РФ на законных основаниях (наличие визы, миграционной карты и постановка на миграционный учет), сможет пройти медицинскую комиссию для получения ВНЖ, а в последующим - при получении ВНЖ, подать документы для получения гражданства РФ. В случае, если наказание в виде административного выдворения будет назначено, а запрет на въезд успешно обжалуется, (фамилия скрыта) имеет право вернуться в РФ по визе, а в дальнейшем - продлевать визу, выезжать и получать новую. Получить ВНЖ после выдворения можно по истечении 5 лет.
Рекомендации:
- Подготовить объяснение для миграционного органа МВД;
- Подготовить и представить в суд возражения по делу об административном правонарушении;
- При вынесении решения о неразрешении въезда на территории РФ, получить указанное решение, выехать с территории РФ во избежании депортации;
- Подготовить и подать в суд от имени представителя по доверенности административное исковое заявление к органу, вынесшему решение, о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию РФ и обязании разрешить въезд на территорию РФ;
- В суде заявить ходатайство о вызове в качестве свидетелей в суд детей и бывшего мужа (фамилия скрыта), которые располагают сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения данного дела.
- В случае снятия запрета на въезд, получить визу, вернуться на территорию РФ, получить миграционную карту, встать на миграционный учет - по месту пребывания;
- Пройти медицинскую комиссию для получения ВНЖ;
- Подготовить иные недостающие документы;
- Подать заявление и документы на получение ВНЖ;
- После получения ВНЖ - подготовить недостающие документы для получения гражданства РФ;
- Подать заявление и документы на получение гражданства РФ.
Выводы:
- Необходимо совместно с адвокатом необходимо обратиться в территориальный орган по вопросам миграции по месту жительства. При себе необходимо иметь заранее составленное адвокатом письменное объяснение по данному факту.
- В суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, предоставить возражение от имени представителя по доверенности, с прошением о назначении наказания только в виде административного штрафа без административного выдворения.
- При вынесении в отношении (фамилия скрыта) решения о неразрешении въезда необходимо в течение трех месяцев со дня вынесения решения (или с момента, когда данный факт станет известным) обратиться в районный суд по месту нахождения органа, вынесшего соответствующее решение, с административным исковым заявлением о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию РФ и обязании разрешить въезд на территорию РФ.
- После рассмотрения дела об административном правонарушении и административного дела об оспаривании запрета на въезд получить визу, вернуться в РФ, получить миграционную карту, осуществить постановку на миграционный учет - зарегистрироваться по месту пребывания.
- Пройти медицинскую комиссию для получения ВНЖ.
- Подать заявление и документы на получение ВНЖ, предварительно записавшись в территориальный орган по вопросам миграции или в Многофункциональный миграционный центр в г. Москве.
- После получения ВНЖ - подготовить недостающие документы для получения гражданства РФ в упрощенном порядке.
- Подать заявление и документы на получение гражданства РФ, предварительно записавшись в территориальный орган по вопросам миграции или в Многофункциональный миграционный центр в г. Москве.
Наши услуги
- Анализ перспектив получения гражданства РФ.
- Сопровождение процедуры привлечения к административной ответственности.
- Обжалование решения о неразрешении въезда на территорию РФ.
- Сопровождение при получении ВНЖ.
- Сопровождение при получении гражданства РФ.