Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Уровни кадастра

Учет земельных и недвижимых ресурсов —деятельность государства, связанная с необходимостью эффективного управления территорией, налогообложения и обеспечения имущественных прав. Общая база данных — кадастр — едина в пределах страны, однако сведения, в ней содержащиеся, собираются на 3-х разных уровнях. Чем это обусловлено?


Что такое кадастр?

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — совокупность документированных сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, незавершенных стройках, кадастровых дел и карт. Учет объектов ведется исполнительным органом власти на принципах общедоступности, единообразия, непрерывности и соответствия с другими официальными информационными ресурсами.

Формирование кадастра регулируется нормами Конституции РФ, Земельного, Лесного, Водного и др. кодексов и федеральных законов. Подробные положения о ГКН содержит Федеральный закон № 221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

Термин ГКН заменил устаревшее определение «государственный земельный кадастр», который означал собранные воедино сведения о земельном фонде РФ. В современный кадастр входят сразу все данные об участках и недвижимом имуществе, границах России, ее субъектов, муниципальных районов и городов, об особых территориях и т. д. Обязанность вести ГКН возложена на Федеральную служба гос. регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

 

Уровни кадастра

Кадастр — единый информационный ресурс, сведения в который поступают из 3-х различных уровней.

  • 1) муниципальный уровень. Включает сведения обо всех недвижимых объектах, расположенных на территории муниципалитета (районных пунктов) и принадлежащих ему;
  • 2) уровень субъекта РФ (области, округа, республики). Включает информацию о границах муниципалитетов, входящих в его состав, земельных участках и недвижимости, расположенных на его территории и находящихся в его собственности;
  • 3) федеральный уровень. ГКН включает данные о границах РФ и ее субъектов, о земле и недвижимых объектах, расположенных на территории Федерации и находящихся в зоне ее регулирования.

Кадастры муниципалитетов полностью входят в реестры субъектов Федерации, к которому он принадлежит. А последние, в свою очередь, являются частью ГКН. Каждый уровень ведения кадастра имеет свои особенности.

 

Федеральный уровень кадастра

Ведение кадастра на федеральном уровне возложено на Росреестр. В зону его ответственности входит:

  • утверждение общего порядка ведения ГКН;
  • контроль над деятельностью кадастровых палат разных уровней;
  • создание автоматизированного кадастрового учета;
  • разработка законодательных инициатив, развитие и совершенствование нормативной базы, касающихся кадастрового учета и земельных отношений;
  • разработка методологии учета, подготовка квалифицированных кадров для подразделений Росреестра на местах;
  • ведение кадастрового учета на уровне РФ: сбор сведений о территориях, находящихся в федеральной собственности в России и за ее пределами, о границах страны и ее субъектов, территориальных зонах и т. д.

Говоря о функциях Росреестра, необходимо выделить следующие решаемые им задачи:

  • утверждение финансирования кадастрового делопроизводства и деятельности своих региональных структур;
  • установление государственных пошлин за обслуживание граждан в кадастровых палатах;
  • утверждение перечня сведений об объектах недвижимости, доступ к которым закрыт.

 

Региональный уровень кадастра

На уровне субъектов РФ ведение кадастра осуществляется территориальными управлениями Росреестра и федеральным исполнительным органом. Результат их совместной деятельности — областной (республиканский, окружной) кадастр — полностью входит в ГКН.

Субъект РФ:

  • принимает региональные законы и нормы относительно земельных отношений;
  • собирает и хранит сведения о границах муниципалитетов, входящих в состав региона, о недвижимых объектах и территориальных зонах, находящихся в зоне его регулирования;
  • контролирует работу региональных кадастровых палат;
  • определяет средний уровень кадастровой стоимости земли в собственности субъекта и муниципалитетов с учетом их целевого назначения и типа использования.

 

Муниципальный уровень кадастра

В системе формирования ГКН муниципалитеты являются важнейшим звеном. На их долю, помимо регистрации земель и недвижимости в муниципальной собственности, приходится основной костяк практических работ по обслуживанию жителей, проведению деления и межевания территорий, оценке участков и объектов, а также подготовке отчетов для региональных (областного, республиканского) отделов Росреестра.

В ведении муниципалитетов находятся:

  • инвентаризация участков и недвижимости населенных пунктов, входящих в муниципалитет;
  • оценка объектов, при этом используется средний уровень кадастровой стоимости, установленной на уровне субъекта РФ;
  • присвоение земельным участкам и недвижимым объектам уникальных идентификаторов, определение их качественных характеристик;
  • проведение землеустроительных работ;
  • обслуживание населения и предоставление сведений по запросам от органов государственной власти;
  • составление карт и планов территорий, пополнение и ведение базы данных кадастровых сведений.

Данные проверяются и обновляются ежегодно.

Основные практически работы по формированию единого реестра осуществляются именно на уровне муниципальных образований. Федеральные исполнительные органы, а также исполнительные органы субъектов РФ строят свою деятельность на основе ежегодных отчетов от подразделений на местах.

 

Значение деления ГКН на три уровня

Деление на уровни позволяют государству перераспределить ответственность между федеральными и местными органами власти. Это упрощает контроль за ведением ГКН, однако, не способствует снижению разночтений в разных базах данных, особенно собранных на бумажных носителях. Эта проблема частично решается путем переноса информации в электронный вид и формирования Единого реестра недвижимости.

Региональные кадастровые палаты выдают паспорта на землю и недвижимость, находящиеся в зоне их регулирования. Объект может находиться в частной собственности или принадлежать государству, субъекту или муниципалитету. Чтобы купить или арендовать земельный участок, необходимо обратиться к собственнику, в случае государственной собственности — к ответственному органу местного самоуправления.

На практике были случаи, когда учет земель на балансе населенных пунктов велся исключительно на бумаге и сведения из него не совпадали с данными из реестра субъекта федерации. Такие ошибки приводят к незарегистрированным фактическим, а также существующим только на бумаге объектам. Проводить сделки с ними практически невозможно.

Появление Единого реестра значительно упростит взаимодействие между уровнями ведения кадастра и исправит несоответствия. Соответствующие государственные реформы, касающиеся землеустроительных и землевладельческих отношений, запланированы на 2017 г.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по недвижимости
Юрист по недвижимости

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по недвижимости

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут