Понятие государственной регистрации недвижимого имущества
Государственная регистрация подтверждает возникшее права собственника, и соответственно, право свободного распоряжения имуществом. Посредством регистрации, во-первых, признается факт возникновения, перехода, прекращения права, во-вторых, происходит его удостоверение. Порядок ее осуществления установлен Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Информация об объекте недвижимости вносится в Единый реестр прав на недвижимое имущество. Такая запись является единственным достоверным подтверждением права собственности.
В соответствии с вышеуказанным законом, государственной регистрации подлежат любые права в отношении недвижимости и сделки с ним. Несоблюдение данного требования не влечет применение санкций, однако существенно влияет на объем прав самого владельца квартиры. В частности, в Едином реестре прав на недвижимое имущество отражаются четыре факта:
возникновение; переход; ограничение; прекращение прав собственности.
Фактически изменения происходят на основании каких-либо сделок либо при наступлении определенных обстоятельств. В первом случае воля сторон направлена на достижение определенного результата. Во втором – это может происходить независимо от их желания.
Сделки как основание приобретения права собственности на квартиру
Одним из самых распространенных способов приобретения квартиры является ее купля-продажа. Заключаемый сторонами договор и будет служить правовым основанием для удостоверения факта перехода возникшего права собственности на квартиру от одного лица к другому.
Если квартира находится в ипотеке, данное обстоятельство отражается в реестре как обременение. Также необходимо зарегистрировать передачу прав собственника по договорам дарения, мены, ренты, переуступки прав.
Несмотря на разные условия указанных сделок, в результате каждой из них происходит смена собственника имущества. Именно этот факт подлежит регистрации в установленном порядке. Для осуществления государственной регистрации в таких случаях необходимо предоставить регистрирующему органу документы, свидетельствующие о совершении сделки.
Еще одним основанием, предполагающим возникновение собственности, является участие в долевом строительстве. В этом случае также имеет место заключение договора, который считается сам по себе действительным с момента его регистрации.
Иные обстоятельства возникновения права собственности на недвижимое имущество
Права собственности на квартиру могут возникать не только на основании сделок. К иным обстоятельствам относятся случаи приобретения собственности по наследству и в силу решения суда. Наследовать можно как по завещанию, так и в порядке очереди, получив целую квартиру или ее долю. В любом случае в регистрирующий орган нужно предоставить полученное у нотариуса свидетельство о праве на наследство. В некоторых спорных ситуациях судьбу недвижимости может решить только суд. Окончательный вступивший в силу судебный акт определяет, кто впоследствии должен обратиться за регистрацией своего возникшего (восстановленного) права. Не утратила своей актуальности и безвозмездная передача в собственность граждан жилья – приватизация. После ее завершения требуется регистрация права собственности, возникшего у гражданина на основании решения органа власти. Право на перепланированную квартиру, после всех утверждений и внесений изменений в технические документы, также необходимо зарегистрировать.
Порядок действий при регистрации
Шаг 1. Подача документов
Получив квартиру по договору купли-продажи, прежде всего следует удостоверить свое право посредством государственной регистрации. Органом, который вправе проводить такую регистрацию является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В каждом регионе и городе существуют территориальные подразделения службы. Кроме того, сейчас получить услугу можно в многофункциональных центрах. Подать заявление на регистрацию можно в электронном виде. Законодательством также предусматривается возможность выездного обслуживания.
Определившись с тем, в какой орган и каким способом обращаться, следует подготовить необходимый пакет документов. Их точный список можно узнать на сайте Росреестра или в своем территориальном подразделении. Примерный перечень состоит из следующих пунктов:
- заявление (при двухсторонней сделке от двух лиц);
- документы, удостоверяющие личность (при двухсторонней сделке от двух лиц);
- документы-основания (договор, акт приема-передачи, свидетельство о наследстве и др.);
- подтверждение полномочий на отчуждение объекта недвижимости продавца, дарителя и т.д.;
- доверенность, если заявитель действует через представителя.
Шаг 2. Рассмотрение заявления
За совершение регистрационных действий уплачивается государственная пошлина. Ее размеры устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В частности, стоимость услуг по регистрации возникшего права составляет 2000 рублей для граждан. За внесение изменений, дополнений в регистрационную запись об ипотеке нужно будет заплатить 350 рублей. Сколько стоит регистрация в каждом конкретном случае лучше уточнить на сайте Россреестра. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.
Квитанция об оплате государственной пошлины, заявление и все документы, принятые регистрирующим органом, проходят проверку и правовую оценку. Срок рассмотрения составляет десять дней с момента их приема. Через указанное время выносится решение о регистрации права либо об отказе в ней. Гражданину также может поступить решение о приостановлении регистрации. Порядок таков, что данное решение направляется для ознакомления граждан на следующий же день. Приостановление осуществляется на определенный срок. В случае устранения обнаруженных недостатков процесс регистрации возобновляется.
При отказе заявителю в регистрации возвращаются предоставленные им документы, но госпошлина возврату не подлежит.
Ранее регистрация завершалась выдачей свидетельств, удостоверяющих право собственности на квартиру. Однако, с 15 июля 2016 года такой порядок прекращается. Полученные до этого момента свидетельства остаются действующими.
Выписка из реестра
С июля 2016 года подтверждение прав осуществляется только выпиской из ЕГРП. Информация о содержащейся в реестре записи может быть предоставлена за плату другим лицам в электронном виде, на бумаге, а также путем получения ключа к базе данных. Стоимость такой услуги при предоставлении сведений на бумажном носителе на объект составляет 200 рублей. Их стоимость в электронном виде составляет 150 рублей. Более полную информацию об услугах и их стоимость можно узнать в Росреестре.