Пресечение недобросовестной конкуренции, помощь руководителя практики Составление заявления в ФАС о нарушении антимонопольного права

Основным законом государства поддерживается конкуренция на товарном рынке (ст.8 Конституции РФ), в то же время в России запрещено прибегать к недобросовестной конкуренции. Такой запрет обусловлен тем, что хозяйствующие субъекты на товарном рынке должны находиться в равноправном положении.

Под рассматриваемым термином понимается игнорирование субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, правил и норм, установленных для юридического понятия «конкуренция». Недобросовестная, незаконная конкуренция - это не только нарушение буквы закона, но и пренебрежение к неписаным правилам конкуренции, обычаям делового оборота, требованиям честности и добропорядочности.

Судебная практика показывает, что любая недобросовестная политика хозяйствующих субъектов, направленная на получение особого положения на рынке или преимуществ при ведении бизнеса, если эти действия причинили вред, или потенциально были опасны другому хозяйствующему субъекту, может быть признана недобросовестной конкуренцией.

Недобросовестная конкуренция на товарном рынке

На товарном рынке необходима здоровая конкуренция, с целью ее поддержки закон устанавливает запрет на следующие действия:

  1. Распространение несоответствующих действительности данных о предпринимателе, если такая недобросовестная информация наносит вред его профессиональной репутации или может его нанести, а также приводит к убыткам.
  2. Распространение несоответствующих действительности данных о качестве, количестве, условиях предложения товара, если эти данные наносят вред профессиональной репутации предпринимателя или ведут к убыткам.
  3. Обман и введение в заблуждение в отношении свойств товара, места и условий его производства.
  4. Некорректное сравнение аналогичных товаров разных хозяйствующих субъектов. Конкуренция нарушается использованием описания к товарам с утверждением о превосходстве товара, если такие утверждения не соответствуют действительности.
  5. Недобросовестная, негативная оценка товаров конкурирующей организации, основанная на незначительных фактах.
  6. Реализация товара с использованием товарного знака и иных отличительных элементов товара конкурента, в том числе запрещается копировать дизайн упаковки товара и его фирменный стиль. Конкуренция на товарном рынке нарушается совершением действий, вызывающих ассоциацию смешения с товаром конкурента, его услугами или деятельностью в целом.
  7. Неправомерное использование результатов интеллектуальной деятельности при введении товара в оборот.
  8. Распространение сведений о конкуренте, являющихся его коммерческой тайной. Запрещается незаконное получение и использование такой информации.

Указанный список запретов не является исчерпывающим. Судебная практика показывает, что и другие действия предпринимателей, направленные на ухудшение условий конкурента, могут быть могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.

Недобросовестная конкуренция судебная практика

Сегодня дела о недобросовестной конкуренции рассматриваются в судах все чаще. Для выгодного продвижения своего товара и рекламы услуг предприниматели зачастую используют запретные приемы, конкуренция в таком случае не может быть добросовестной и свободной. Судебная практика содержит решения по самым распространенным нарушениям законодательства о конкуренции. В качестве примера недобросовестной конкуренции приведем несколько судебных решений, где суд усмотрел в действиях бизнесменов нарушение Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ:

  1. Предприниматель разместил на своем сайте, рекламирующем оборудование для гриля, информацию о том, что на современном товарном рынке купить качественное оборудование трудно, рынок наполнен подделками и товарами с крайне низким сроком эксплуатации. К тексту прилагалось фото оборудования бренда конкурирующей фирмы с подписью «подделка». Судом указанные действия были оценены как недобросовестная конкуренция на товарном рынке, истец выиграл дело и получил заявленную компенсацию. Предпринимателем, разместившим информацию в сети, нарушена статья 14.1 вышеуказанного закона.
  2. Предприниматель победил в аукционе на поставку медицинского оборудования. В заявке предприниматель указал, что его оборудование полностью соответствует требованиям заказчика, однако, фактически многие технические характеристики значительно отличались от заявленных. В описанном случае суд признал нарушение на основании статьи 14.1 вышеуказанного закона.
  3. На странице интернет - ресурса фирма разместила статью о приборах конкурента, где была допущена недобросовестная оценка качества приборов. В статье была приведена таблица, в которой сравнивались характеристики собственных приборов фирмы и тот же товар фирмы-конкурента, при этом к товару конкурента давались комментарии о неэффективности и низкой надежности. Предпринимателем нарушена свободная и добросовестная конкуренция, его действия попадают под составы статей 14.1 и 14.3 вышеуказанного закона.

Судебная практика по делам о недобросовестной конкуренции показывает, что предметом доказывания является виновное поведение субъекта хозяйственных правоотношений, его недобросовестная позиция, а также вероятность наступления вреда для конкурента в связи с этим поведением. При этом фактический вред доказывать не нужно, конкуренция нарушается с возникновением вероятности наступления вреда вследствие неправомерных действий.

Вопрос: Если на вывеске магазина написать «детские товары по оптовым ценам», но при этом товар продавать по обычной цене, принятой на рынке для таких товаров, действиями владельца будет нарушена добросовестная конкуренция?

Ответ: В соответствии со ст. 14.2 закона «О защите конкуренции» данные действия могут быть расценены, как введение потребителя в заблуждение, следовательно, усматривается недобросовестная конкуренция.

Вопрос: Я занимаюсь туристическим бизнесом, конкуренция в моей сфере высока. На своем сайте конкурент сравнивает мои предложения со своими, при этом используя формулировку «цена одна, а качество услуг у нас в разы лучше». Куда я могу обратиться?

Ответ: Вы вправе написать заявление в Федеральную антимонопольную службу и указать, что Вами в действиях конкурента усматривается недобросовестная конкуренция.

Вопрос: Если компания № 1 зарегистрировала торговую марку «Три кота», ввела в оборот продукцию под этим наименованием и успешно представила ее на товарном рынке, а компания № 2 запатентовала торговую марку «3 кота» в той же сфере, будут ли действия компании № 2 признаны недобросовестной конкуренцией?

Ответ: Судебная практика по подобным делам существует. Если в результате действий компании № 2 пострадали или могли пострадать интересы компании № 1, если компания № 2 знала о существовании на рынке торговой марки под названием «три кота» и тем не менее зарегистрировала схожее наименование, то у первой компании есть все шансы признать действия конкурента незаконными.