Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Жилищное право » Коммунальные услуги » Ограничение повышения размера платы за коммунальные услуги

Ограничение повышения размера платы за коммунальные услуги в Москве

Существуют определенные ограничения, которые регулируют уровень увеличения стоимости коммунальных услуг.


Максимальный коэффициент изменения повышения размера платы

Существуют определенные ограничения, которые регулируют уровень увеличения стоимости коммунальных услуг. Плата, которая вносится гражданами РФ за услуги коммуналки, не может быть повышена сверх принятых максимальных (предельных) индексов изменения размера подобной платы в определенном муниципальном формировании.

Такие коэффициенты утверждаются лицом, которое занимает высшую должность в субъекте РФ.

В некоторых случаях, которые предусмотрены законодательством, максимальные коэффициенты могут утверждаться по согласованию с представительскими органами муниципалитета.

Предельные индексы определяют, исходя из коэффициентов изменения размера платы, вносимой за коммуналку, в среднем по субъектам России, которые утверждены Правительством. Такие индексы вводят на период, который составляет термин не менее 3-х лет, в случае если Правительством России не установлено другое.

Повышающие коэффициенты

С 1 июня 2013 года вошли в силу изменения, который касаются Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных правительственным постановлением №354 от 6 мая 2011 года. Для того чтобы стимулировать установку устройств учета расходов коммунальных ресурсов, если это позволяют делать технические возможности, с 1 января 2015 года поэтапно начали применяться повышающие коэффициента оплаты услуг коммуналки.

Таким образом, определение нормативов использования коммунальных услуг по водоснабжению (холодному и горячему), отоплению и электроснабжению происходит с учетом повышающего коэффициента, который составляет:

  • с 1 января по 30 июня 2015 года – 1.1;
  • с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1.2;
  • с 1 января по 30 июня 2016 года - 1.4;
  • с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1.5;
  • начиная с 2017 года – 1.6.

Индекс изменения размера платы за коммуналку

Расчет коэффициентов по субъектам России производится федеральным органом исполнительной ветви власти в сфере госрегулирования тарифов. При этом учитываются прогнозные показатели и ключевые параметры, которые определены в прогнозе социально-экономического развития государства на конкретный финансовый год.

Также при определении индексов учитываются предложения лица, которое руководит высшим исполнительным органом госвласти субъекта России. Отклонения по каждому субъекту России демонстрируют в процентах. Индексы и отклонения по субъектам РФ утверждает Правительство России, основываясь на предложениях, которые представлены исполнительным органом в области госрегулирования тарифов.

Правительство России имеет право до 1 ноября первые 12 месяцев долгосрочного периода внести правки в значения таких отклонений по субъектам России на остальные годы такого долгосрочного периода.

Но есть определенные ограничения: такие изменения носят единовременный характер и не могут повторно пересматриваться на протяжении оставшегося периода.

Индексы изменения платежей за услуги коммуналки с 2015 по 2018 гг. рассчитываются с использованием формулы: инфляция с учетом поправки на коэффициент, который определяется, исходя из прогнозируемого социально-экономического развития государства, + значение, которое изменяется в зависимости от субъекта России. Максимально возможное отклонение от коэффициента изменения размера платежа в отдельных муниципальных образованиях допускается в пределах от 0 до 6%.

Определение подобных коэффициентов происходит, исходя из того, что порядок оплаты услуг коммуналки остается неизменным, а также из неизменности уровня потребления таких услуг и неизменности их набора.

Если происходит переход, при котором расчет за услуги коммуналки начинает производиться с использованием приборов учета, при проведении расчета объема потребления соответствующих услуг, в периодах, которые сравниваются, принимается, как равный нормативу, который действует в базовом периоде (декабрь прошлого года).

Основы формирования индексов

Правительство России утверждает основы формирования индексов, а именно:

  • порядок, по которому происходит расчет, принятие и применение коэффициентов по субъектам РФ и максимальных индексов;
  • основания изменения размера платы за коммунальные услуги в течение срока действия коэффициентов, а также система, по которой происходит выплата компенсаций структурам, которые реализовывают деятельность в сферах водоотведения, тепло-, водо-, газо- и электроснабжения за счет бюджетных средств;
  • порядок осуществления мониторинга и контроля за тем, чтобы соблюдались требования к формированию коэффициентов в различных субъектах России;
  • основания и процедура согласования максимальных коэффициентов представительскими структурами муниципалитетов;
  • порядок донесения до широких масс решений про установление коэффициентов, а также информация по результатам выполнения контрольных функций в вопросах соблюдения индексов.

Контроль над соблюдением утверждения предельных индексов

Жилищный кодекс России определяет, что контрольная функция в вопросах соблюдения порядка утверждения максимальных коэффициентов, возлагается на федеральную структуру исполнительной ветви власти, которая уполномочена Правительством России.

Проверить, не нарушаются ли его права в этом вопросе, может каждый человек лично.

Если значительно возросла сумма ежемесячного платежа, нужно разбираться. Для начала важно понять, за счет чего произошли такие изменения: за счет коммунальных или за счет жилищных услуг. Проверить правильность проведенных начислений возможно на официальном сайте ФСТ, посетив раздел «Калькулятор коммунальных платежей».

Понять, насколько выросла плата также можно с помощью сравнения платы за одинаковый набор услуг за два идущих друг за другом месяца.
При проведении подобного сравнения важно знать, что учету не должна подлежать разница в размере платежа в сторону повышения, которая возникла в результате:

  • изменения набора услуг;
  • использования приборов учета коммунальных услуг;
  • уменьшения объема субсидии, которая предоставляется гражданам, и мер соцподдержки;
  • проведения перерасчета за коммуналку за предыдущий расчетный период;
  • проведения дифференцированного расчета тарифов на коммуналку в зависимости от времени суток;
  • введения штрафных санкций по отношению к потребителю в связи с тем, что он не выполняет требование по установке приборов учета;
  • использования дифференцированных показателей потребления в зависимости от месяца, которые определены российским законодательством;
  • перехода от расчетной системы, которая предполагает равномерное распределение оплаты за отопление на весь календарный год, к системе, которая предполагает начисление оплаты непосредственно в месяцы отопительного периода.

Нарушение утверждения предельных индексов

За проведение ежемесячного мониторинга за соблюдением максимальных коэффициентов и реализацию функций государственного жилищного надзора отвечают исполнительные органы власти соответствующего субъекта РФ. Подобный мониторинг предполагает, что происходит сбор информации, ее обобщение, анализ и оценка.

Мониторинг проводится структурами исполнительной ветви власти субъекта на основании формул, которые указаны в пп.37-40 правительственного Постановления №400 от 30.04.14 г. "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ". Предполагается, что в рамках такого мониторинга, запрашиваемая информация подается по форме, которая определена структурой исполнительной власти.

Такие структуры имеют право сделать запрос и получить в определенный ими период и в указанном формате от структур местного самоуправления информацию и прочие данные и материалы, которые помогут разобраться в вопросах установления максимальных коэффициентов на территории конкретного муниципалитета.

Если в ходе мониторинга выявлены нарушения порядка утверждения таких коэффициентов, орган, который уполномочен Правительством РФ, выдает руководителю высшего исполнительного органа госвласти предписания про устранение допущенных нарушений, которые являются обязательными для исполнения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

О размере оплаты услуг по вывозу ТБО с 01.01.2019 года

В настоящее время оплата за вывоз мусора и захоранение ТБО составляет 160,,57 рубс общей площади квартиры. С 01.01.19 года семья из 4х человек будет платить 369,04, т.е в 2,3 раза больше. При этом ничего не изменилось, кроме названия организации - Региональный оператор. А как же предельный размер увеличения стоимости коммунальных услуг, ограниченный размером инфляции

Ковалева Валентина Гавриловна11.12.2021 06:14

Добрый день!
В соответствии с п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальной услуге.
Согласно ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов.
Вы вправе в соответствии с п. 33  Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, направить обращение в Департамент по природным ресурсам и экологии и получить информацию о правильности исчисления платы за предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.
Направить обращение можно также в электронной форме по следующей ссылке: http://prirod.admin-smolensk.ru/obraschenia-graj/
Рекомендую придерживаться требований письменному обращению, изложенных в ст. 7 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":
"Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии".

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна11.12.2021 20:38

рассчет коммунальных услуг. срок давности

В 2016 году, исполнитель, в связи с переплатой выставил, нулевую квитанцию (квитанцию не предоставил, ограничиваясь устной информацией). В 2018 году, он сделал перерасчет, и выставил задолженность по этой квитанции. Какой срок давности? Может ли исполнитель, делать доначисления по оплате за коммунальные услуги двухлетней давности? Квитанции на руках у нас нет, сведений об оплате соответственно тоже нет.

Леонид29.11.2021 06:26

Добрый день! Жалуйтесь в Управляющую Компанию и в Минстрой России http://www.minstroyrf.ru/openworld/#tab1  Юридическая группа МИП составит для Вас все жалобы и заявления по промокоду МИП 9.Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна29.11.2021 12:02

Перерасчёт по отплению

Наша УК произвела перерасчёт по отоплению за прошедший год ,сумма доначисленого составляет более 25% отежемесячной квартплаты, правомерно ли это?

Андрей18.10.2021 11:54

Здравствуйте! В данном вопросе не видя документов, невозможно что-либо сказать о ситуации. Для консультации необходимо знать все обстоятельства дела и ознакомиться с документами. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод – "МИП".

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна19.10.2021 02:19

Срок взыскания жилищно- коммунальных платежей

В 2016 году, исполнитель, в связи с переплатой выставил, нулевую квитанцию (квитанцию не предоставил, ограничиваясь устной информацией). В 2018 году, он сделал перерасчет, и выставил задолженность по этой квитанции. Какой срок давности? Может ли исполнитель, делать доначисления по оплате за коммунальные услуги двухлетней давности? Квитанции на руках у нас нет, сведений об оплате соответственно тоже нет.

Леонид29.09.2021 08:12

Добрый день, Леонид. Срок исковой давности по взысканиям такого плана составляет 3 года ст. 196 ГК РФ, т.о. платежи возможно взыскать только в пределах срока и.д.  Вместе с тем, рекомендую Вам запросить в ЖКХ мотивированный расчет задолженности с объяснением причин, по которым о нем не говорили 2 года. 

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна29.09.2021 20:04