Максимальный коэффициент изменения повышения размера платы
Существуют определенные ограничения, которые регулируют уровень увеличения стоимости коммунальных услуг. Плата, которая вносится гражданами РФ за услуги коммуналки, не может быть повышена сверх принятых максимальных (предельных) индексов изменения размера подобной платы в определенном муниципальном формировании.
Такие коэффициенты утверждаются лицом, которое занимает высшую должность в субъекте РФ.
В некоторых случаях, которые предусмотрены законодательством, максимальные коэффициенты могут утверждаться по согласованию с представительскими органами муниципалитета.
Предельные индексы определяют, исходя из коэффициентов изменения размера платы, вносимой за коммуналку, в среднем по субъектам России, которые утверждены Правительством. Такие индексы вводят на период, который составляет термин не менее 3-х лет, в случае если Правительством России не установлено другое.
Повышающие коэффициенты
С 1 июня 2013 года вошли в силу изменения, который касаются Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных правительственным постановлением №354 от 6 мая 2011 года. Для того чтобы стимулировать установку устройств учета расходов коммунальных ресурсов, если это позволяют делать технические возможности, с 1 января 2015 года поэтапно начали применяться повышающие коэффициента оплаты услуг коммуналки.
Таким образом, определение нормативов использования коммунальных услуг по водоснабжению (холодному и горячему), отоплению и электроснабжению происходит с учетом повышающего коэффициента, который составляет:
- с 1 января по 30 июня 2015 года – 1.1;
- с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1.2;
- с 1 января по 30 июня 2016 года - 1.4;
- с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1.5;
- начиная с 2017 года – 1.6.
Индекс изменения размера платы за коммуналку
Расчет коэффициентов по субъектам России производится федеральным органом исполнительной ветви власти в сфере госрегулирования тарифов. При этом учитываются прогнозные показатели и ключевые параметры, которые определены в прогнозе социально-экономического развития государства на конкретный финансовый год.
Также при определении индексов учитываются предложения лица, которое руководит высшим исполнительным органом госвласти субъекта России. Отклонения по каждому субъекту России демонстрируют в процентах. Индексы и отклонения по субъектам РФ утверждает Правительство России, основываясь на предложениях, которые представлены исполнительным органом в области госрегулирования тарифов.
Правительство России имеет право до 1 ноября первые 12 месяцев долгосрочного периода внести правки в значения таких отклонений по субъектам России на остальные годы такого долгосрочного периода.
Но есть определенные ограничения: такие изменения носят единовременный характер и не могут повторно пересматриваться на протяжении оставшегося периода.
Индексы изменения платежей за услуги коммуналки с 2015 по 2018 гг. рассчитываются с использованием формулы: инфляция с учетом поправки на коэффициент, который определяется, исходя из прогнозируемого социально-экономического развития государства, + значение, которое изменяется в зависимости от субъекта России. Максимально возможное отклонение от коэффициента изменения размера платежа в отдельных муниципальных образованиях допускается в пределах от 0 до 6%.
Определение подобных коэффициентов происходит, исходя из того, что порядок оплаты услуг коммуналки остается неизменным, а также из неизменности уровня потребления таких услуг и неизменности их набора.
Если происходит переход, при котором расчет за услуги коммуналки начинает производиться с использованием приборов учета, при проведении расчета объема потребления соответствующих услуг, в периодах, которые сравниваются, принимается, как равный нормативу, который действует в базовом периоде (декабрь прошлого года).
Основы формирования индексов
Правительство России утверждает основы формирования индексов, а именно:
- порядок, по которому происходит расчет, принятие и применение коэффициентов по субъектам РФ и максимальных индексов;
- основания изменения размера платы за коммунальные услуги в течение срока действия коэффициентов, а также система, по которой происходит выплата компенсаций структурам, которые реализовывают деятельность в сферах водоотведения, тепло-, водо-, газо- и электроснабжения за счет бюджетных средств;
- порядок осуществления мониторинга и контроля за тем, чтобы соблюдались требования к формированию коэффициентов в различных субъектах России;
- основания и процедура согласования максимальных коэффициентов представительскими структурами муниципалитетов;
- порядок донесения до широких масс решений про установление коэффициентов, а также информация по результатам выполнения контрольных функций в вопросах соблюдения индексов.
Контроль над соблюдением утверждения предельных индексов
Жилищный кодекс России определяет, что контрольная функция в вопросах соблюдения порядка утверждения максимальных коэффициентов, возлагается на федеральную структуру исполнительной ветви власти, которая уполномочена Правительством России.
Проверить, не нарушаются ли его права в этом вопросе, может каждый человек лично.
Если значительно возросла сумма ежемесячного платежа, нужно разбираться. Для начала важно понять, за счет чего произошли такие изменения: за счет коммунальных или за счет жилищных услуг. Проверить правильность проведенных начислений возможно на официальном сайте ФСТ, посетив раздел «Калькулятор коммунальных платежей».
Понять, насколько выросла плата также можно с помощью сравнения платы за одинаковый набор услуг за два идущих друг за другом месяца.
При проведении подобного сравнения важно знать, что учету не должна подлежать разница в размере платежа в сторону повышения, которая возникла в результате:
- изменения набора услуг;
- использования приборов учета коммунальных услуг;
- уменьшения объема субсидии, которая предоставляется гражданам, и мер соцподдержки;
- проведения перерасчета за коммуналку за предыдущий расчетный период;
- проведения дифференцированного расчета тарифов на коммуналку в зависимости от времени суток;
- введения штрафных санкций по отношению к потребителю в связи с тем, что он не выполняет требование по установке приборов учета;
- использования дифференцированных показателей потребления в зависимости от месяца, которые определены российским законодательством;
- перехода от расчетной системы, которая предполагает равномерное распределение оплаты за отопление на весь календарный год, к системе, которая предполагает начисление оплаты непосредственно в месяцы отопительного периода.
Нарушение утверждения предельных индексов
За проведение ежемесячного мониторинга за соблюдением максимальных коэффициентов и реализацию функций государственного жилищного надзора отвечают исполнительные органы власти соответствующего субъекта РФ. Подобный мониторинг предполагает, что происходит сбор информации, ее обобщение, анализ и оценка.
Мониторинг проводится структурами исполнительной ветви власти субъекта на основании формул, которые указаны в пп.37-40 правительственного Постановления №400 от 30.04.14 г. "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ". Предполагается, что в рамках такого мониторинга, запрашиваемая информация подается по форме, которая определена структурой исполнительной власти.
Такие структуры имеют право сделать запрос и получить в определенный ими период и в указанном формате от структур местного самоуправления информацию и прочие данные и материалы, которые помогут разобраться в вопросах установления максимальных коэффициентов на территории конкретного муниципалитета.
Если в ходе мониторинга выявлены нарушения порядка утверждения таких коэффициентов, орган, который уполномочен Правительством РФ, выдает руководителю высшего исполнительного органа госвласти предписания про устранение допущенных нарушений, которые являются обязательными для исполнения.