Органы государственной власти в России наделены широкими полномочиями, касающимися вопросов регулирования сферы жилищных правоотношений в части принятия законодательства. Эти права регламентированы нормами, зафиксированными статьями 12 - 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Законодательство принято согласно ст. 72 Основного закона (Конституции) и аналогичных положений конституционных норм, существующих в сфере законодательства каждого из субъектов Федерации.
Жилищный кодекс и распределение полномочий
Кодекс и другие документы достаточно четко определяют и разграничивают компетенции в части нормотворческой деятельности, предметы ведения и полномочия, которыми наделены субъекты законодательства в сфере возможностей руководства и управленческой практикой и деятельностью в жилищных правоотношениях.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на положения, записанные в статье 12 Жилищного кодекса РФ. Согласно указанным здесь нормам, можно выделить несколько групп общепринятых правил по руководству такими правоотношениями.
Компетенции в сфере государственного учета жилищных фондов
Возможности для государственного учета жилищных фондов регламентируются отсылочной нормой, отправляющей к правам, зафиксированным в Положении об организации в РФ технической инвентаризации и технического учета. Объекты градостроительства должны учитываться органами государственной исполнительной власти, действующими в субъектах РФ. Они же наделены полномочиями устанавливать требования в части определения правил, касающихся порядка содержания жилых помещений и общего имущества, принадлежащих жильцам многоквартирных домов на правах общей долевой собственности.
Полномочия в сфере предоставления жилых помещений малоимущим
Особое внимание уделяется государством нуждам малоимущих россиян. В компетенцию руководства органов государственной власти включено право и предоставляется возможность на деятельность по определению оснований в этой сфере. При этом они будут достаточными для заключения с таким гражданами договоров социального найма в помещениях, которые по своим правовым признакам принадлежат:
- жилищному фонду РФ;
- муниципальным жилищным фондам.
Распределение граждан по категориям определяется с учетом норм федерального законодательства. Аналогичные положения существуют для идентификации оснований, достаточных для принятия решений о предоставлении жилья по договору и в помещениях, классифицируемых в качестве специализированных.
Возможности регулирования деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья
Органы государственной власти наделены полномочиями в установлении правил и порядка ведения организационной и текущей деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Кодекс определяет основания и возможности для предоставления помещений в домах, принадлежащих таким организациям.
Иные полномочия и возможности
К иным полномочиям принято относить правила и нормотворческую деятельность в сфере законодательства, касающуюся:
- порядка и условий, обязательных к исполнению при проведении перепланировок и работ, связанных с переустройством;
- установления оснований, достаточных для признания жилых помещений непригодными к использованию по прямому назначению;
- определения перечня условий и признаков, которые могут учитываться в качестве оснований, достаточных для выселения граждан из жилых помещений;
- принятия правил по использованию жилья.
Важным представляется право государственных органов на осуществление контроля сохранности и целевого использования жилья, зарегистрированного в государственном жилищном фонде, а также полномочия на определение таких помещений соответствующими правилам и нормам санитарного и технического характера и нормотворческая деятельность в этой сфере.
Государственные органы вправе устанавливать и имеют возможности осуществлять контроль за:
- правилами проведения отдельных видов сделок с недвижимым имуществом;
- структурой платы и порядком осуществления расчетов и взаимозачетов за пользование жилыми помещениями и по оплате коммунальных услуг;
- осуществлением контроля за проведением любых работ, касающихся изменений предназначения объектов жилой недвижимости (признание помещений нежилыми для их использования в иных целях, кроме проживания).
В пределах компетенций, устанавливаемых Жилищным кодексом РФ и иными законами федерального значения и в части полномочий на осуществление нормотворческой деятельности права органов государственной власти могут быть расширены.
Субъекты РФ и их компетенции в сфере регулирования жилищных отношений
Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, касающихся регламентирования жилищных правоотношений. В первую очередь это касается принципов организации и установления правил ведения такой деятельности представительными органами власти с правом законодательной инициативы и исполнительными органами власти в пределах полномочий, переданных Конституцией субъектам Федерации. Их компетенция по управлению в сфере жилищных отношений определяется положениями, закрепленными в ст. 13 ЖК РФ и принятыми в ее развитие аналогичными положениями Жилищных кодексов субъектов Федерации.
Такими полномочиями ЖК РФ определяет возможности для:
- ведения государственного учета помещений жилого фонда, в том числе оперативного (технического), официального статистического и финансового (бухгалтерского) учета;
- установления порядка и правил, касающихся предоставления и определения в законодательстве признаков различных помещений.
Органам местного самоуправления предоставлены полномочия самостоятельно определять порядок и правила, регламентирующие учет граждан, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений и имеют право на их получение с подписанием договора социального найма. Они также наделены правом определять минимальный размер дохода для каждого из членов семьи с целью предоставления им жилья, принадлежащего муниципальным жилым фондам.
Не менее важным следует считать компетенции органов субъектов РФ в части определения требований для признания помещений непригодными для использования в составе жилого фонда и принятия мер по их дальнейшей эксплуатации. Такие помещения могут быть реконструированы, с ними может быть проведен капитальный ремонт в целях возвращения им первоначального предназначения, либо такие помещения могут быть выведены с баланса жилого фонда с переводом их в нежилые.
Субъекты РФ вправе осуществлять решение иных вопросов, которые не включены в компетенции органов государственной власти, наделенных федеральными полномочиями.
Местные органы самоуправления и их полномочия в сфере законодательства и регулирования жилищных отношений
Органы местного самоуправления наделены полномочиями, зафиксированными ст. 130 Российской Конституции и имеют права на решения вопросов местного значения, касающихся правил по владению, распоряжению и пользованию объектами, признанными муниципальной собственностью. В Жилищном кодексе РФ эти положения зафиксированы в нормах ст. 14. К ним отнесены:
- обязательства по организации и ведению учета зданий, находящихся на балансе жилых фондов муниципальной подведомственности;
- определение необлагаемого налогами размера минимального дохода, получаемого каждым из членов семьи квартиросъемщика - в целях признания статуса граждан малоимущими;
- возможность предоставлять права и вести учет жилых помещений, предоставляемых на основании договоров социального найма и помещений специального предназначения;
- решение вопросов по выдаче разрешений на осуществление переустройства и перепланировки, определять правила выдачи разрешительных документов на такие действия;
- осуществление контрольных функций за соблюдением порядка пользования, санитарных и технических норм и иных требований, определенных законодательными актами.
Следует обратить внимание, что перечень полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в возможностях по разработке и принятию законодательных норм, регулирования и осуществления контрольных функций за жилым фондом муниципального значения может трактоваться расширительно. Иными словами, они вправе принимать решения, касающиеся управления коммунальной собственностью. Следует помнить, что в пределах компетенций, определенных Жилищным кодексом, самостоятельное право на регулирование в сфере жилья предоставлено местным органам городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, имеющим федеральный статус.