Правовое разрешение жилищных вопросов является одним из наиболее востребованных в современном мире, поскольку многие лица сталкиваются с необходимостью получения информации касательно своих прав и обязанностей. На сегодняшний день в законодательной сфере существует собирательное понятие жилищных отношений, которое фактически представлено в виде предмета регулирования жилищного права.
Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, касающихся регламентирования жилищных правоотношений. В первую очередь это касается принципов организации и установления правил ведения такой деятельности представительными органами власти с правом законодательной инициативы и исполнительными органами власти в пределах полномочий, переданных Конституцией субъектам Федерации. Их компетенция по управлению в сфере жилищных отношений определяется положениями, закрепленными в ст. 13 ЖК РФ и принятыми в ее развитие аналогичными положениями Жилищных кодексов субъектов Федерации.
Современное законодательство РФ отводит органам местного самоуправления важную роль в процедуре осуществления социальных прав, гарантируя их исполнение. Для надлежащего выполнения местные органы власти обязаны обладать возможностью их реализации и обширным спектром полномочий.
Жилищные полномочия органов местного самоуправления в РФ предусматриваются как федеральными, так и региональными, и муниципальными законодательными актами, но четких принципов по реализации всех специфических нюансов нигде не регламентировано.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления в жилищном законодательстве
Компетенция органов местного самоуправления в жилищных отношениях – это правоприменительные и контрольные полномочия, реже – нормотворческая работа. Нормативные акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в области жилья обязаны соответствовать действующему законодательству (федеральные акты и акты субъектов РФ).
Правотворческие функции органов местного самоуправления — это руководящие начала по созданию юридических норм. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» рассматривается понятие жилищной политики государства. Это государственное воздействие с помощью муниципальных и государственных органов при использовании нормативно-правового урегулирования, налоговых и бюджетных механизмов на жилищные отношения, в том числе финансирования и строительства жилых помещений, их содержание, управление и владение ими, а также распоряжение и использование.
Государственная жилищная политика является совокупностью решений и мероприятий для удовлетворения потребностей в жилье населения. Осуществление этой политики – одно из главнейших заданий муниципальных органов. Роль местного самоуправления в ее осуществлении весьма значима, а нормальной реализации требует не только жилищный фонд, но и соответствующее правовое регулирование.
Cт. 72 Конституции РФ и ст. 5 ЖК РФ относят жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, но п. 7 ст. 5 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, которые включают нормы, устанавливающие жилищные отношения в рамках собственной компетенции согласно ЖК РФ, опираясь на другие нормативные правовые акты.
Органы местного самоуправления не имеют права по своей инициативе регулировать жилищные правоотношения, поскольку разрешение этих вопросов не входит в их компетенцию. Им свойственны отдельные государственные полномочия с передачей материальных и финансовых средств, которые необходимы для их осуществления.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищных отношениях
Жилищный кодекс РФ регламентирует конкретные полномочия органов самоуправления в сфере, представляющей жилищные отношения:
- определение категории граждан, которым предоставляют служебные квартиры (муниципальный жилищный фонд);
- установление нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на них;
- предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилья из бюджетных средств определенным категориям граждан на условиях, которые предусматривают нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- перевод жилья в нежилой фонд и нежилых помещений в жилые;
- переустройство жилья;
- определение категорий лиц, которым предоставляют служебное жилье (муниципальный жилищный фонд);
- установление оплаты за содержание и ремонт жилья, если владельцами квартир в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об ее установлении;
- предоставление компенсации расходов на плату за жилье и коммунальные услуги из бюджетных средств;
- установление порядка правления многоквартирным домом, все квартиры которого являются собственностью муниципального образования;
- созыв собрания собственников жилья в многоквартирном доме для принятия решения касательно того, как формировать фонд капремонта;
- сотрудничество с региональным оператором для обеспечения проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома, предоставления субсидий из местного бюджета на проведение такого капремонта;
- другие вопросы, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления (жилищные отношения) и которые предусматривают соответствующие нормативно-правовые акты.
Компетенция относительно прав граждан
Ст. 1 и 2 ЖК РФ предусматривают, что жилищное законодательство базируется на потребности обеспечения не только государственными органами, но и полномочиями органов местного самоуправления. Они воплощаются в условиях для реализации прав граждан, вытекающих из жилищных отношений:
- содействие рыночному развитию недвижимого имущества в области жилья для создания нужных условий по удовлетворению потребностей народа;
- использование бюджетных средств и других источников средств, не запрещенных законом, по улучшению жилищных условий, включая предоставление субсидий на покупку или строительство жилья;
- предоставление жилых помещений по договорам соцнайма или найма жилья, которые входят в государственный фонд или муниципальный фонд;
- стимулирование жилищного строительства;
- обеспечение защиты прав граждан, которые покупают жилье и пользуются им на законном основании, потребителей коммунальных услуг и услуг, которые касаются обслуживания помещений, входящих в жилищный фонд;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью входящего в жилищный фонд жилья;
- организация обеспечения проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет взносов владельцев жилья в таких домах;
- осуществление согласно своей компетенции государственного контроля при соблюдении предусмотренных законом требований в осуществлении строительства;
- осуществление согласно своим полномочиям функций, которые представляют собой государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Таким образом, можно увидеть, что диапазон полномочий достаточно широк.
Муниципальный контроль
Для осуществления задач по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищных отношений ст. 20 ЖК РФ устанавливает вместе с жилищным надзором государства также муниципальный жилищный контроль. Его суть состоит в проведении на территории муниципального образования уполномоченными органами проверок по соблюдению юрлицами, ИП и гражданами обязательных требований, которые установлены относительно жилья, входящего в муниципальный жилищный фонд.
Сегодня ситуация в области жилья характеризуется комплексом серьезных проблем. Так, среди них можно выделить следующие:
- ненадлежащее качество коммунальных и жилищных услуг;
- отсутствие настоящих перспектив по обеспечению социальным жилищем тех категорий граждан, которые реально в нем нуждаются;
- непрозрачность тарифов;
- недобросовестные управляющие компаний и пр.
Наличие подобных проблем вынуждает государство действовать путем поиска формирования методов по усовершенствованию действующего законодательства в жилищной сфере, объединения настоящих усилий государственных органов власти и органов местного самоуправления для их решения.
Лишь выработка соответствующих механизмов по контролю за соблюдением нормативно-правовых актов, усиление индивидуальной ответственности как государственных, так и муниципальных чиновников за невыполнение или же ненадлежащие выполнение возложенных на них должностных полномочий приблизит государство к решению насущных проблем.