Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам

Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам

Предоставление участков гражданам для ИЖС описано в ст. 39.18 ЗК РФ.


Содержание

Предоставление земельного участка: общие положения

Обретение права на имущество разных видов регламентировано преимущественно Гражданским кодексом РФ. Распространенные основания появления права собственности на землю у частных лиц:

  • разного рода сделки;
  • универсальное правопреемство (для физических лиц – наследование, для юридических – реорганизация);
  • обращение взыскания на имущество за долги.

В числе оснований возникновения вещных прав на землю законодатель указывает «предоставление». Его особенности сводятся к следующему.

  • Предоставляться могут только земли, находящиеся в публичной (федеральной, региональной, муниципальной) собственности. Переход права на участок от одного частного владельца к другому предоставлением не является.
  • Частное лицо может инициировать предоставление земли в одностороннем порядке.

Субъект властных полномочий, действующий от имени территориальной общины или государства, при отсутствии оговоренных Земельным кодексом России оснований для отказа обязан предоставить землю просителю. Отказ или уклонение подлежит обжалованию в суд. Этим предоставление принципиально отличается от гражданско-правовых сделок, для заключения которых требуется взаимное волеизъявление сторон.

  • Предоставление – универсальный термин. Публичные земли предоставляются частным лицам в собственность, аренду, пользование. Причем, в ряде случаев – безвозмездно.
  • Земельный кодекс РФ допускает предоставление уже образованных (поставленных на учет в ГКН и ЕГРП) участков и целинных земель.

В последнем случае в ходе согласовательных процедур земельный участок, конечно, образуется. Территориальные границы, на которые распространяются правомочности землевладельца, землепользователя или арендатора должны быть четко обозначены.

Однако первичные решения о предоставлении зачастую принимаются на этапе, когда участка как такого еще нет. Недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ признаются только образованные и поставленные на учет в ГКН земельные участки. Целинные земли изъяты из гражданского оборота.

  • По общему правилу публичные земли предоставляются по результатам аукциона. Исключение сделано для случаев, когда у заинтересованного лица уже есть определенная связь с предоставляемым участком (например, здесь расположена принадлежащая ему недвижимость) и когда земля предоставляется для использования в целях, которые считаются в России приоритетными – ведение фермерского, личного подсобного/дачного хозяйства, огородничества и т.п.

Этапы предоставления земельного участка из публичных земель

Нужно различать две самостоятельные стадии предоставления участка вне аукциона:

  • предварительную или факультативную, необходимую в отношении целинных земель (начинается подачей прошения о предварительном согласовании);
  • основную (начинается подачей прошения о предоставлении участка).

Процедура предоставления регламентирована ст. 39.14 ЗК РФ. Она включает следующие этапы:

1. Силами и средствами заинтересованного лица готовится схема расположения участка. Это необходимо, если он не состоит на кадастровом учете в ГКН, а проект межевания территории не утвержден.

2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании. Заявитель вправе, но не обязан прилагать к нему документы, которые могут быть получены компетентным органом от других госструктур и органов самоуправления.

3. Индивидуально-правовой акт о предварительном, неокончательном согласовании принимается, если (одно из двух):

  • на момент подачи прошения участок не образован и проект межевания территории, в границах которой образуется участок, не утвержден;
  • необходимо уточнение границ объекта со смежными землями п. 3 ст. 25 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

4. Если решение компетентного органа было положительным, то для образования либо уточнения границ участка силами и средствами заявителя проводятся кадастровые работы.

5. Вновь образованный объект ставиться на учет в ГКН. В отношении уже существующего участка в госкадастр вносятся сведения касательно уточненных границ.

6. Проводится регистрация права собственности на предоставляемый участок за территориальной общиной, региональным образованием или государством в ЕГРП. В отношении участков, право публичной собственности на которые между территориальной общиной и государством не разграничено, госрегистрация не нужна.

7. Обращение в компетентный орган с заявлением о предоставлении участка. По выбору заинтересованного лица заявление может иметь традиционную письменную или электронную форму. Обращаться в компетентный орган можно посредством почтовой связи или портала госуслуг. Способы подачи оцифрованных заявлений регламентированы Приказом Минэкономразвития № 7 от 14.01.15 г.

8. Установление права собственности или пользования путем заключения договора о продаже, аренде, постоянном пользовании. В случаях, когда законодатель допускает предоставление участка на разных правовых основаниях, вид прав выбирает заявитель.

Процедура предварительного согласования имеет юридического значение. Принятие соответствующего решения или даже сам факт подачи заявления (кроме случаев, когда оно рассмотрено и последовал отказ) делает невозможным предоставление участка стороннему лицу, его выставление на аукцион и т.п.

Заявление гражданина о предварительном согласовании предоставления участка

Письменное обращение физического лица включает:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер запрашиваемого участка;
  • дату, порядковый номер решения об утверждении проекта межевания территории (если был);
  • планируемая цель землевладения/землепользования;
  • кадастровый номер участка, из которого формируется испрашиваемый объект (если актуально);
  • ссылка на наличие хотя бы одного из оговоренных ст. 39.3, 39.5, 19.6, 39.10 ЗК РФ оснований предоставления участка во внеконкурсном порядке;
  • при наличии у заявителя выбора ссылка на вид запрашиваемого права;
  • если участок предоставляется взамен изъятого, ссылка на этот факт, реквизиты решения об изъятии;
  • если участок запрашивается для размещения объектов, строительство которых оговорено документами территориального планирования, ссылка на решение об утверждении проекта планировки.

К заявлению прилагаются:

  • документальные подтверждения обоснованности запроса участка из публичных земель во внеконкурсном порядке (перечень правоустанавливающих документов для каждого случая оговорен Приказом Минэкономразвития № 1 от 12.01.15 г.);
  • если предоставляемый участок не образован – схема расположения;
  • применительно к лесным угодьям – схема предоставления.

Рассмотрение заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления участка

Компетентная муниципальная или госструктура рассматривает обращения в два этапа. На протяжении первых 10 суток с даты регистрации во входящей корреспонденции разрешается вопрос о возможности рассмотрения заявления по сути.

Основания для возвращения документов заинтересованному лицу:

  • обращение в неуполномоченный орган;
  • отсутствие персональных данных заявителя (ФИО, постоянного места жительства, данные общегражданского паспорта или иного удостоверяющего документа);
  • отсутствие документов, которые положено прилагать к заявлению, в числе ключевых – бумаги, подтверждающие права на внеконкурсное получение участка, схема расположения, доверенность представителя.

Текст сопроводительного письма компетентного органа должен содержать исключительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании. Отказ не препятствует повторному обращению с аналогичным заявлением после исправления недочетов. Однако промедление может иметь негативные последствия.

Прошения о предварительном согласовании рассматриваются в порядке регистрации во входной корреспонденции. Если в органе местного самоуправления или госструктуре на рассмотрении уже находится заявление в отношении участка, границы которого совпадают с запрашиваемым хотя бы частично, чиновники приостанавливают рассмотрение заявления, поступившего позже.

Заинтересованное лицо, заявление которого поступило позже, может рассчитывать на положительное решение только в случае, если предыдущему заявителю будет отказано. Период, на который рассмотрение обращения приостанавливалось, в общий срок обработки заявления (30 дней) не включается.

Если участок, получение которого запросил заявитель, не образован и схема межевания территории отсутствует, к обращению прилагается схема расположения объекта. Для внесения сведений о местоположении объекта в ГКН нужно, чтобы схема была электронным документом.

Граждане вправе подавать бумажный вариант. Бремя преобразования обычной схемы в электронную ложиться на плечи чиновников. Взимание дополнительной платы или продление процедуры обработки заявления для оцифрования бумажной схемы недопустимо.

Решение о предварительном согласовании предоставления участка. Отказ в предварительном предоставлении участка

В индивидуально-правовом акте о предварительном согласовании указываются условный номер участка в ГКН, его площадь, адрес. По согласованию с заявителем компетентный орган вправе утвердить схему расположения, отличающуюся от начальной. Решение также содержит сведения о:

  • заявителе;
  • составе необходимых для образования объекта кадастровых работ;
  • категории вновь образуемого участка или необходимости смены его категориальной принадлежности;
  • видах разрешенного использования участка или отнесении его к определенной территориальной зоне (если объект будет подпадать под действие градостроительного регламента);
  • иных значимых обстоятельствах, оговоренных ст. 39.15 ЗК РФ.

Состав сведений, содержащихся в решении о предоставлении участка, границы которого подлежат уточнению в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер (поскольку речь идет об участках, состоящих на учете в ГКН, этот номер доподлинно известен);
  • площадь объекта;
  • ссылка на необходимость уточнения границ как условие его получения;
  • указание на право гражданина обратится за корректировкой границ в ГКН от имени субъекта властных полномочий без доверенности.

Решение о предварительном согласовании действительно на протяжении двух лет (п. 14 ст.39.15 ЗК РФ). За это время нужно провести кадастровые работы, образовать участок или уточнить его границы.

Сведения, внесенные в ГКН по результатам процедуры предварительного согласования, имеют временный характер: если по прошествии 2 лет они не заменены постоянными, участок считается свободным и может быть передан другому лицу, выставлен на аукцион, разделен, объединен с другими и т.д.

Правовые основания решения об отказе в предварительном предоставлении земли оговорены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ:

  • невозможность утверждения представленной схемы расположения запрашиваемого участка из-за несоответствия проекту планировки, совпадения границ с уже существующим участком (полный перечень оснований в п.16 ст.11.10 ЗК РФ);
  • невозможность предоставления запрашиваемого участка вследствие его передачи в аренду или пользование, изъятия или резервирования для публичных нужд, а также по ряду иных причин, оговоренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Отказ должен быть обоснованным. Решение содержит полный перечень оснований для отказа. Если перечисленные в нем основания отпали или устранены, заинтересованное лицо может обратиться с аналогичным прошением повторно.

Компетентный орган не вправе мотивировать новый отказ обстоятельствами, которые существовали на момент принятия первичного отрицательного решения и не были в нем обозначены.

Это малозначимое, на первый взгляд, положение на практике оберегает граждан от произвола чиновников. Выискивать новые причины для отказа в предварительном согласовании при каждом повторном обращении они не могут.

Заявление о предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Физическому лицу, заинтересованному в получении публичных земель, нужно определиться, какого вида заявление подавать. Если участок уже поставлен на учет в ГКН либо утвержден проект межевания территории, можно сразу писать заявление о предоставлении в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.

Если границы объекта необходимо уточнить, такому обращению предшествует процедура предварительного согласования (ст. 39.15 ЗК РФ).  Заявление о предоставлении включает в себя:

  • сведения о гражданине (ФИО, постоянное место жительство, реквизиты удостоверяющего личность документа, налоговый код, средства обратной связи);
  • кадастровый номер участка;
  • ссылка на обстоятельства, позволяющие получить объект вне аукциона (оговорены ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 ЗК РФ);
  • вид права (собственность, пользование, аренда), об установлении которого просит заявитель;
  • цель землепользования;
  • если предоставление участка обосновывается заменой ранее изъятого для публичных нужд, то реквизиты решения об изъятии;
  • если участок предоставляется для размещения объекта, предусмотренного документами территориального планирования, – ссылка на решение, которым она утверждена.

Если обращению о предоставлении участка предшествовала процедура предварительного согласования, никаких дополнительных бумаг прилагать не нужно, поскольку у компетентного органа они уже есть.

В противном случае к заявлению о предоставлении прилагаются бумаги, перечисленные в пп.1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.

В их числе документы, подтверждающие право заявителя на получение участка вне аукциона.

Решение о предоставлении участка: процедура принятия

Компетентный орган рассматривает заявление о предоставлении в 30-дневный срок. В пределах первых 10 суток оно может быть возвращено заявителю без рассмотрения, как не соответствующее требованиям. Это не препятствует повторному обращению.

В течение последующих 20 суток заявление рассматривается по сути. По результатам рассмотрения прошения компетентный орган предпринимает одно из таких действий:

  • готовит и направляет заявителю договор (вид зависит от запрашиваемого права);
  • принимает решение о безвозмездной передаче гражданину участка в собственность или бессрочное пользование;
  • мотивированно отказывает.

Проект договора, уже подписанный компетентным органом, выдается гражданину на руки или направляется по указанному им в заявлении адресу. В течение 30 суток с момента получения заявитель обязан подписать проект и вернуть контрагенту.

Пропуск срока критичен и препятствует заключению договора в будущем. Как и каждая сделка с недвижимостью, договор подлежит госрегистрации в ЕГРП.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для ведения крестьянского фермерского хозяйства

Особенности процедуры предоставления участков для рассматриваемых целей описаны ст. 39.18 ЗК РФ. Прежде чем обращаться к компетентным органам в общем порядке, заинтересованным лицам следует убедиться в отсутствии у них оснований для использования льготной процедуры (актуально для отдельных категорий заявителей, обладающих правом на первоочередное/внеочередное получение участков).

Компетентный орган на протяжении 30 суток рассматривает заявления о предоставлении участков для:

  • индивидуальной жилищной застройки;
  • ведения личного подсобного хозяйства;
  • садоводства, дачного хозяйства;
  • деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

По результатам рассмотрения обращения властный субъект либо:

  • публикует извещения о предоставлении объекта;
  • отказывает в предоставлении земли на одном из оснований, оговоренных ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.

Извещения о предоставлении участка. Варианты развития ситуации после публикации извещения

Состав сведений, содержащихся в извещении, определен законодателем предельно ясно. Такой подход обусловлен юридическим значением уведомления и влиянием результатов его обнародования на дальнейший ход процедуры:

  • если после оглашения о предоставлении участка о своем намерении выкупить его в компетентный орган заявили другие претенденты, организуется аукцион;
  • если других желающих не выявилось, участок передается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.

Публичное уведомление должно содержать сведения о:

  • целях предстоящего землепользования;
  • правах физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств заявить в компетентный орган о намерении выкупить участок в течение 30 суток с момента публикации извещения;
  • способе подачи заявлений о выкупе и месте их приема;
  • периоде, на протяжении которого можно подать заявление о намерении;
  • местоположении предоставляемого участка, его кадастровом номере и площади;
  • в случае если участок предстоит образовать, сведения о решении, которым утвержден проект межевания территории и адресе интернет-сайта, на котором с ним можно ознакомиться;
  • приемные часы и место ознакомления со схемой расположения участка, если она представлена на бумажном носителе.

Физические лица и фермерские хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на искомый участок, вправе заявить о намерениях его покупки или получения в пользование в течение 30 суток. Если по истечении этого срока обращений не зафиксировано, компетентный орган продолжает реализацию согласовательных мероприятий.

  • Если участок из публичных земель не образован или его границы подлежат уточнению, выносится решение о предварительном согласовании. Оно признается основанием для последующей передачи заинтересованному лицу участка вне торгов в порядке, оговоренном ст. 39.17 ЗК РФ.
  • Если названных препятствий к предоставлению участка нет, то готовится проект договора. Он подлежит обоюдному подписанию сторонами и госрегистрации в ЕГРП.

Если в течение 30 суток со дня обнародования извещения поступило хотя бы одно сообщение о намерении получения участка в собственность или аренду, компетентный орган отказывает первому заявителю и начинает подготовку к аукциону в порядке ст. 39.11 ЗК РФ.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Земельный участок

Мне садоводство выделело участок в 2008году общем собранием садоводов я должна была его выкупить у государства, я не выкупила участок и построила дом, теперь хочу выкупить участок Но не могу по тому что стоит дом что мне делать?

Алла 29.10.2018 22:37

Да, мало информации.

Богуславская Анна Владимировна30.10.2018 10:00
Да, мало информации.
Малов Андрей Владимирович31.10.2018 12:16

Предоставление участка земли в безвозмездное пользование под ИЖС

Добрый день! Оказываете ли Вы услугу сопровождения по данному вопросу, чтобы избежать подводные камни и гарантированно получить землю. И если да, какова стоимость?

Юрий12.08.2018 18:28

Добрый день! Вы можете позвонить по номеру,указанному на нашем сайте.А также записаться к нашим специалистам.А специалист уже Вам все подскажет.

Дубровина Светлана Борисовна12.08.2018 22:46
Запишитесь предварительно к нашим специалистам.
Малов Дмитрий Владимирович13.08.2018 00:00
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.