Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель

Заключение соглашения об установлении сервитута начинается с подачи заявления.


Правоотношения, связанные с использованием земельных ресурсов, регулируемые Земельным кодексом РФ, отличаются достаточно высокой сложностью с точки зрения неукоснительного соблюдения требований законодательства. Сказанное особенно актуально применительно к разграничению прав с собственником земельного участка, в роли которого выступает государство в лице уполномоченного органа.

В настоящей статье речь пойдет о сервитуте – праве ограниченного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Точнее о порядке, которого необходимо обязательно придерживаться для осуществления данного процесса.

Основные источники права, которыми нужно при этом руководствоваться: последняя редакция Гражданского Кодекса РФ (ФЗ-171 от 23.06.2014 г.), глава V.3 Земельного кодекса РФ.

Подача заявления о заключении соглашения об установлении сервитута

Порядок предусматривает определенную последовательность действий заинтересованного лица. Первым шагом на этом пути становится подача заявления установленной формы.

Условно говоря, весь процесс помещен в определенные процессуальные рамки, ограниченные понятиями «заявление о заключении соглашения об установлении сервитута» и «достижение соглашения о сервитуте земельного участка». Другими словами, целью действа является заключение соглашения об установлении сервитута с собственником земельного участка.

Законодатель подробно прописал всю цепочку действий заинтересованного лица, в частности, в пункте 1 статьи 39.26 ЗК РФ.

Заявитель обязан четко определиться с адресатом, т.е. направить документ именно в тот государственный (муниципальный) орган, в ведении которого находится земельный участок, в границах которого требуется установление сервитута. Данный орган, располагая необходимыми полномочиями, вправе рассматривать заявления о заключении соглашения об установлении сервитута и выносить одно из предусмотренных Законом решений.

Содержание заявления о заключении соглашения об установлении сервитута

Заявление представляет собой документ, реквизиты которого строго регламентированы. Проще говоря, форма заявления четко определена законодателем, не допускает произвольной трактовки. Он должен содержать:

  • полные сведения о сторонах будущего соглашения (если в качестве заявителя выступает юридическое лицо, то обязательно указание на номер записи о регистрации в госреестре);
  • данные о земельном участке (с указанием адреса, ориентиров);
  • кадастровый номер земельного участка;
  • цель, для достижения которой планируется установить сервитут;
  • предполагаемые временные рамки действия сервитута.

Сам текст заявления предельно лаконичен: он содержит просьбу об установлении сервитута.

В качестве обязательного приложения вместе с заявлением для регистрации подается кадастровый план территории, на котором четко обозначены границы сервитута (за исключением случаев, когда сервитут планируется установить в отношении всего земельного участка, а не его части). Регистрация заявления несет двоякую функцию:

  • свидетельствует о соблюдении порядка обращения в госорган;
  • фиксирует дату обращения.

Пункт 2 указанной правовой нормы предоставляет заявителю право самостоятельно выбрать наиболее удобную для него форму подачи заявления: оно может быть представлено в форме письменного обращения (на бумажном носителе), либо в форме электронного документа.

Действия уполномоченного органа в результате получения заявления о заключении соглашения об установлении сервитута

Подобные действия состоят в рассмотрении обращения, проверке сообщенных данных, их соответствии законодательству. Реализуя свои полномочия, уполномоченный орган в установленный срок – не более 30-ти дней – должен совершить определенное действие (лишь одно из нижеприведенных):

  • уведомить заявителя о том, что заключение соглашения возможно (уведомление о возможности заключения соглашения);
  • предложить заявителю заключить соглашение в иных границах, отличных от тех, которые заинтересованное лицо планировало изначально (с приложением схемы);
  • направить заявителю проект соглашения об установлении сервитута, если речь идет об установлении сервитута на весь земельный участок (а также в случае заключения соглашения на срок, не превышающий трех лет);
  • направить обоснованный отказ в установлении сервитута.

Правовая природа правоотношений, касающихся заключения соглашения об установлении сервитута

Для грамотной реализации перечисленных позиций (кроме последней) необходимо четко представлять себе правовую природу правоотношения: его субъекты должны четко представлять себе весь процесс, на всех этапах действа соотносить его с нормативной базой. Как уже говорилось, наряду с Земельным кодексом РФ здесь действуют и нормы Гражданского кодекса РФ.

Поэтому для заявителя недостаточно скачать из Интернета соглашение о сервитуте земельного участка (образец) и руководствоваться исключительно типовым документом. Следует отдавать себе отчет, что данное соглашение подчиняется правилам, установленным ГК РФ для договоров, т.е. соглашение должно порождать, изменять или прекращать права и обязанности у подписантов. В противном случае сделка может (и должна) быть признана недействительной.

Отметим, что имеющиеся в Интернете образцы соглашений о сервитуте земельного участка, в основном, соответствуют указанному требованию, однако удостовериться в их соответствии правовым нормам будет нелишним.

Что касается оформления, то без дополнительных пояснений понятно, что форма соглашения об установлении сервитута земельного участка исключительно письменная, причем законодатель, как упоминалось выше, допускает и электронную форму соглашения об установлении сервитута.

Направление уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом

Это наиболее желательный с точки зрения заинтересованного лица вариант решения вопроса. Положительный итог рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов свидетельствует о том, что уполномоченный орган удостоверился в прозрачности и законности планируемой сделки.

Другими словами, все условия, перечисленные в законодательстве, соблюдены, цель достигнута. Остается техническая работа – составление соглашения и регистрация соглашения о сервитуте.

Проведение этой работы законодатель возлагает на заинтересованное лицо (заявителя). Об этом недвусмысленно указано в пункте 5 статьи 39.26 ЗК РФ.

Результатом должна стать полная подготовка документов, в которых содержатся исчерпывающие сведения в отношении части земельного участка, на которой будет установлен сервитут.

Кроме того, заявитель обязан самостоятельно обратиться за осуществлением кадастрового учета применительно к данной части земельного участка.

Направление предложения о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах

В этом случае результат может не совпадать с планами заявителя. Он вправе отклонить предложение, если предлагаемый проект идет вразрез с его интересами.

В положительном же случае, возможно, имеет смысл заключить предварительное соглашение об установлении сервитута до окончательной регистрации правоустанавливающего документа. Напомним, что регистрация соглашения о сервитуте однозначно свидетельствует о его вступлении в силу.

Решение об отказе в установлении сервитута

Подобное решение должно быть всесторонне обосновано уполномоченным органом. Законодатель предусмотрел лишь три основания для отказа:

  • орган, в который направлено заявление, неправомочен принимать решение об установлении сервитута;
  • использование земли на предлагаемых условиях противоречит федеральному законодательству;
  • вследствие установления сервитута использование земельного участка в соответствии с целевым назначением может быть затруднено или невозможно.

Пункт 4 статьи 39.26 ЗК РФ изложен в вольной редакции, но с сохранением смысловой составляющей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Установление сервитута

вправе ли арендатор земельного участка обратиться с заявлением на установление сервитута на соседний земельный участок. Или же это вправе делать только собственник земельного участка?

Алла17.07.2018 04:12

Добрый день, Алла. На основании статьи 274 ГК РФ собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Карпов Михаил Викторович
Карпов Михаил Викторович30.08.2018 13:40
Верно, только собственник может обратиться с таким требованием.
31.08.2018 13:00
Также вам будут полезны следующие статьи: