Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В ЗК РФ особое внимание уделяется понятию «сервитут».


Что подразумевается под установлением сервитута в отношении участка, который находится в федеральной или региональной собственности

В земельном законодательстве особое внимание уделяется понятию «сервитут». Под ним подразумевается возможность лица ограничено пользоваться чужим земельным участком в своих целях.

В Земельном кодексе России установлено, что сервитут может устанавливаться, чтобы обеспечить проход или проезд на свой участок через участок соседа, для прокладки и эксплуатации различных необходимых для нормальной жизнедеятельности коммуникаций.

В рамках регулирования подобного вопроса, на уровне земельного законодательства, установлено разграничение обычного и публичного сервитута.

Под обычным сервитутом подразумевается установление ограничения на участок земли, находящийся в собственности физического или юридического лица, в то время как в публичном сервитуте, собственником участка выступает государственный, региональный или местный орган власти.

Для урегулирования вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении имущества государства, в Земельном кодексе России появилась отдельная статья, согласно требованиям которой установление ограничения на подобные участки возможно сразу в нескольких нетипичных ситуациях:

  • для проведения изыскательских работ;
  • для получения возможности использовать недра, в установленной законом форме;
  • для размещения линейных объектов, сооружений, связанных с обеспечением функций защитного характера, информирующих знаков.

Правила заключения соглашения об установлении сервитута

На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.

В нем указано следующее:

  • кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
  • учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
  • сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
  • цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
  • срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
  • размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
  • права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
  • обязанность лица вносить плату за сервитут.
  • обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.

Установление платы за пользование чужим участком

В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:

  • в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
  • в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
  • в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.

Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.

Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.

Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений

На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:

  • Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
  • Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
  • Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.

Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.

Данные действия ни в коем случае не должны менять разрешенному использованию участка, а также обеспечению прочих нужд собственника, которые могут быть выполнены им без установления сервитута.

Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.

На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:

  • знаки, определяющие границы защитных полос;
  • определяющие границы установленных водоохранных зон;
  • определяющие границы санитарных зон;
  • определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
  • определяющие границы рыбопромысловых участков;
  • определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
  • знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.

Осуществление проведения изыскательских работ

Согласно нормам земельного законодательства под изыскательскими работами подразумевается:

  • изучение различных природных условий;
  • изучение факторов техногенного воздействия;
  • подготовки материалов, требующихся для проведения территориального планирования;
  • подготовки материалов, требующихся для архитектурно-строительного проектирования.

Подобные изыскательские работы проводятся с целью обеспечения рационного пользования земельными ресурсами, а также для обеспечения безопасности использования земель в их пределах.

Любые изыскательские работы, направленные на строительство, проектирование и планирование должны осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ, вступившего в силу в 2006 году.

Правила проведения работ, связанных с использованием недр

Разрешенные виды пользования недр установлены на уровне федерального законодательства, в частности, специального закона о недрах. Согласно данному нормативно-правовому акту право пользования недрами, даже если подобное использование будет осуществлять уполномоченный государственный орган, должно быть оформлено в виде специального государственного разрешения.

Данное разрешение представляет собой бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также всевозможные текстовые и графические приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.

Именно в подобных приложениях и содержатся точные правила пользования недрами.

Соответственно, для пользования недрами недостаточно получить согласие на установление сервитута в отношении земельного участка, который находится в собственности государства или отдельно взятого субъекта государственной власти, потребуется также получение лицензии со всеми приложениями.

Вопрос-ответ

Оформление сервитута для проведения инженерных изысканий

На кого должен быть оформлен сервитут для проведения инженерных изысканий (Заказчика (застройщика) или на изыскательскую организацию осуществляющую проведение инженерных изысканий)?

Николай03.04.2019 15:04

Добрый день! Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-dlya-ustanovleniya-servituta-v-otnoshenii-uchastka-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/8712ef9539f4078a9ee17e64686b5bedccbbf70c/ 

Дубровина Светлана Борисовна22.04.2019 08:57
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.