Что подразумевается под установлением сервитута в отношении участка, который находится в федеральной или региональной собственности
В земельном законодательстве особое внимание уделяется понятию «сервитут». Под ним подразумевается возможность лица ограничено пользоваться чужим земельным участком в своих целях.
В Земельном кодексе России установлено, что сервитут может устанавливаться, чтобы обеспечить проход или проезд на свой участок через участок соседа, для прокладки и эксплуатации различных необходимых для нормальной жизнедеятельности коммуникаций.
В рамках регулирования подобного вопроса, на уровне земельного законодательства, установлено разграничение обычного и публичного сервитута.
Под обычным сервитутом подразумевается установление ограничения на участок земли, находящийся в собственности физического или юридического лица, в то время как в публичном сервитуте, собственником участка выступает государственный, региональный или местный орган власти.
Для урегулирования вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении имущества государства, в Земельном кодексе России появилась отдельная статья, согласно требованиям которой установление ограничения на подобные участки возможно сразу в нескольких нетипичных ситуациях:
- для проведения изыскательских работ;
- для получения возможности использовать недра, в установленной законом форме;
- для размещения линейных объектов, сооружений, связанных с обеспечением функций защитного характера, информирующих знаков.
Правила заключения соглашения об установлении сервитута
На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.
В нем указано следующее:
- кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
- учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
- сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
- цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
- срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
- размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
- права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
- обязанность лица вносить плату за сервитут.
- обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.
Установление платы за пользование чужим участком
В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:
- в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
- в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
- в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.
Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.
Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.
Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений
На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:
- Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
- Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
- Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.
Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.
Данные действия ни в коем случае не должны менять разрешенному использованию участка, а также обеспечению прочих нужд собственника, которые могут быть выполнены им без установления сервитута.
Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.
На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:
- знаки, определяющие границы защитных полос;
- определяющие границы установленных водоохранных зон;
- определяющие границы санитарных зон;
- определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
- определяющие границы рыбопромысловых участков;
- определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
- знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.
Осуществление проведения изыскательских работ
Согласно нормам земельного законодательства под изыскательскими работами подразумевается:
- изучение различных природных условий;
- изучение факторов техногенного воздействия;
- подготовки материалов, требующихся для проведения территориального планирования;
- подготовки материалов, требующихся для архитектурно-строительного проектирования.
Подобные изыскательские работы проводятся с целью обеспечения рационного пользования земельными ресурсами, а также для обеспечения безопасности использования земель в их пределах.
Любые изыскательские работы, направленные на строительство, проектирование и планирование должны осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ, вступившего в силу в 2006 году.
Правила проведения работ, связанных с использованием недр
Разрешенные виды пользования недр установлены на уровне федерального законодательства, в частности, специального закона о недрах. Согласно данному нормативно-правовому акту право пользования недрами, даже если подобное использование будет осуществлять уполномоченный государственный орган, должно быть оформлено в виде специального государственного разрешения.
Данное разрешение представляет собой бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также всевозможные текстовые и графические приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.
Именно в подобных приложениях и содержатся точные правила пользования недрами.
Соответственно, для пользования недрами недостаточно получить согласие на установление сервитута в отношении земельного участка, который находится в собственности государства или отдельно взятого субъекта государственной власти, потребуется также получение лицензии со всеми приложениями.