В юридической литературе, которая разрабатывается выдающимися практикующими юристами, разграничиваются два понятия как самостоятельные: предоставление и изъятие земельных участков у граждан.
При этом осуществлять подобные действия с недвижимым имуществом, которым и являются земельные участки, могут только уполномоченные на то органы исполнительной власти.
Разграничение компетенции органов власти и органов местного самоуправления в данном вопросе зафиксировано в ст. 39.2 ЗК РФ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
Распоряжение земельными участками на территории Российской Федерации, в том числе предоставление их в собственность граждан, могут осуществлять только органы, уполномоченные на подобную деятельность законом.
Так как действующий в России Земельный кодекс подразумевает существование несколько основных типов недвижимого имущества, причисляемые к категории «государственная собственность», к которой относятся и земельные участки, то и решения о предоставлении земли гражданам могут принимать разные госорганы:
- если предоставление земельного надела происходит в границах городов федерального значения, таких как Москва или Санкт-Петербург, то принимать решение могут органы исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации;
- если распределение территориальных наделов происходит в рамках административных центров (столиц) российских регионов, то подобные полномочия принадлежат госорганам муниципалитетов выделенных поселений;
- в иных случаях, которые не входят в перечисленные выше категории, распоряжение земельными участками будет осуществляться органами муниципальных образований или городских округов, если иные условия не прописаны в российском законодательстве.
Предоставление участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления
Компетенция органов местного самоуправления закрепляется ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В частности, современное законодательство (нормативные акты муниципалитетов) подразумевает, что предоставление участка, который числится как муниципальная собственность, также осуществляется органами местного самоуправления.
При этом исполнительные органы муниципальных образований могут устанавливать определенные требования, только при соблюдении которых недвижимое имущество может быть предоставлено гражданам Российской Федерации в собственность. Но эти основания не должны вступать в резонанс с нормами земельного законодательства.
Что касается компетенции госорганов исполнительной власти, то подобные институты наделяются исключительным правом распоряжения землей, которые причисляются к категории «федеральная собственность».
В частности, функции органов государственной власти подразумевают установление порядка резервирования, изъятия и предоставления земель различным категориям граждан на территории Российской Федерации.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка
Предоставление земельных участков гражданам может происходить для различных целей. В частности:
- под жилую или коммерческую застройку;
- под личное подсобное хозяйство;
- для обеспечения сельскохозяйственных нужд;
- под садоводческие или огороднические наделы;
- под фермерское хозяйство.
В большинстве случаев граждане Российской Федерации желают приобрести землю в собственность для строительства на ее территории какого-либо здания. Если обратиться к нормам Земельного кодекса РФ, то компетенция органов местного самоуправления обозначена здесь фрагментарно.
Другое дело Градостроительный кодекс Российской Федерации, который закрепляет нормы предоставления земельных участков под застройку.
Чтобы получить в собственность тот или иной участок земли, физическое или юридическое лицо должно обратиться в орган местной или федеральной исполнительной власти с заявлением, в котором указывается необходимый объект, а также причины и обоснования подобного выбора.
После того как все документы будут получены исполнительным органом власти Российской Федерации, уполномоченные лица должны принять решение удовлетворить заявление на приобретение участка в частную собственность или отказать в предоставлении надела.
Заверенная копия решения исполнительных органов власти на местном или федеральном уровне должна быть направлена заявителю в течение 7 дней, после того как оно будет принято.
Постановление органа местного самоуправления о предоставлении участка
Компетенция органов местного самоуправления на территории Российской Федерации подразумевает принятие решения о предоставлении в частную собственность земельных участков на основе договоров купли-продажи или договора аренды.
После того как органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в соответствии с российским законодательством, примут решение о выделе земельного надела, должно быть составлено постановление.
Понятие «постановление» трактуется в различных юридических трудах.
В общем смысле понятие «постановление» являет собой один из видов распорядительных документов, которые издаются органами высшей власти.
Данный документ заполняется в соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. При этом постановление о предоставлении земли в собственность должно содержать типовые реквизиты, в частности:
- дату его принятия;
- наименование органа исполнительной власти, который составил данный документ;
- цель, которую предусматривали гражданин или юридическое лицо при подаче документов в органы, осуществляющие законодательную процедуру предоставления земель;
- официальные подписи руководителей органов исполнительной власти;
- дополнительные сведения, регламентированные законом.
Кроме того, постановление должно содержать сведения о том, на каком основании органы, осуществляющие функцию распоряжения земельными наделами, предоставляют участки заявителям. В данном случае должно фигурировать понятие «на праве бесплатного использования» или «за определенную плату».
Отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка
Отказ в предоставлении земельного участка может быть получен:
- если земельный надел находится на территориях, которые не подлежат передаче в собственность;
- если заявление от гражданина было предоставлено в орган, который не имеет полномочий на предоставление недвижимого имущества, в том числе и земельного участка;
- если заявление от физического или юридического лица содержит недостоверные данные, которые мешают объективному принятию решения органами исполнительной власти;
- если заявитель не предоставил полный пакет документов;
- если заявитель совершил подачу заявки по истечению срока. В этом случае идет речь о распоряжении земельными наделами в процессах торгов и аукционов.
- если фигурирует понятие несоответствующего использования надела, целевое предназначение которого определяется правоустанавливающими документами.
Обжалование отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка
Юридическая наука предусматривает и обжалование отказа уполномоченного органа. Эта дефиниция фигурирует в современном законодательстве, как земельном, так и гражданском, гражданско-процессуальном, административном, уголовном и др.
Понятие «обжалование» в общем смысле представляет собой способ защиты интересов и прав граждан, которые закрепляются Конституцией РФ. В частности, физические и юридические лица имеют законное право обратиться в судебную инстанцию, чтобы обжаловать постановление органов государственной или местной власти об отказе в предоставлении земельного участка.
Дела об отказе предоставления земельного надела уполномоченными органами занимают весомое место в судебной практике.
Это связано с тем, что многие граждане решаются воспользоваться своим законным правом отстаивания собственных интересов, так как зачастую органы превышают допустимые пределы своих полномочий. Подобное право регламентируется ст. 25 ГПК РФ, а также иными законодательными актами.
При возникновении подобных дел суд принимает во внимание всю доказательную базу, которая предоставляется как истцом, так и ответчиком. Вынесение решения по обжалованию постановления органов местного самоуправления или органов государственной власти осуществляется в строгом соответствии с буквой закона и принципом справедливости.