Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд

Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд

Уполномоченный орган власти принимает решение об изъятии участков.


Если у муниципалитета или государства возникнет необходимость построить инфраструктурное сооружение на территории земельного участка, который на праве частной собственности принадлежит субъекту правоотношений, то уполномоченный орган может принять решение об изъятии надела для обеспечения этих нужд. Данная процедура всеобъемлюще описана в Земельном кодексе РФ, а именно в главе VII, которая вступила в силу в 2015 году.

Процесс принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка представляет собой один из самых действенных правовых механизмов, который способствует принудительному отчуждению земли из частной собственности для своевременного обеспечения государственных нужд, если не удается достигнуть добровольного соглашения с собственником. Подобная норма закрепляется Земельным кодексом РФ.

При этом законодательный акт предусматривает ограниченный перечень условий, когда возможно принятие решения об изъятии. Чтобы воплотить это на практике, орган, который уполномочен ходатайствовать о принудительном отчуждении земельного участка, должен аргументированно доказать, что для обеспечения государственных или муниципальных нужд необходимо изменить правовой режим территории, то есть перевести его из частной собственности в государственную.

Процедура принятия самого решения об изъятии земельных участков для обеспечения государственных и муниципальных нужд достаточно проста. Гл. 7 ЗК РФ подробно объясняет, что правообладателю земли (владельцу) должно поступить предложение о выкупе земельного участка. При этом выкуп включает в себя как рыночную стоимость территории, так и цену за недвижимое имущество, которое располагается на участке, компенсацию за упущенную выгоду, понесенные расходы на переезд и пр.

Если подобное решение на добровольных началах будет принято, то собственнику возмещается вся сумма, которая утверждается земельной экспертизой.

Далее решение проходит госрегистрацию и в письменной форме отправляется владельцу земли, но не позднее, чем истекут семь рабочих дней с момента официального принятия соглашения.

В том случае если собственник не согласен с предложенным ему размером компенсации, он может обратиться в независимую организацию для проведения дополнительной экспертизы рыночной цены. После этого правообладатель может выдвинуть свои условия для изъятия земельного участка.

Если договоренности не удастся достичь, то единственный выход - судебное разбирательство, где и будет принято решение о принудительном изъятии территорий, но с учетом интересов обеих сторон правоотношений.

Основания для изъятия участков земли для государственных или муниципальных нужд

Основания для изъятия земельного участка для государственных или же муниципальных нужд зафиксированы в ст. 49 ЗК РФ и включают в себя следующие пункт

1. Если подобное изъятие требуется для обеспечения международных договоренностей, которые были подписаны РФ

2. Если изъятие обуславливается необходимостью строения объектов инфраструктуры и их реконструкции, если для этого невозможно найти иные возможности. В частности, к таковым объектам относятся:

  • энергетические сети и системы, которые находятся в федеральном, региональном или же местном ведомстве;
  • объекты, которые предусматривают использование энергии атомного характера;
  • коммуникации, технические системы и сооружения, которые необходимы для должного обеспечения обороноспособности страны и защиты государственных границ;
  • транспортные и железнодорожные магистрали, которые могут связывать как регионы, так и государства;
  • объекты, благодаря которым обеспечивается деятельность космической отрасли;
  • сооружения и иные системы, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • газопроводы, электрические сети, водопроводы и иные объекты, которые имеют статус федеральных, региональных или же местных коммуникаций;
  • автомобильные дороги, шоссе и пр.

3. Изъятие земельного участка может происходить и с учетом иного основания, которое прописано в федеральных нормативных актах (например, в Федеральном законе РФ под № 310-ФЗ, в статье 32 ЖК РФ и пр.).

Таким образом, основания для осуществления процедуры изъятия земельного участка из частной собственности с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд не имеют исчерпывающего перечня и могут варьироваться с появлением новых федеральных законов.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков

Принимать решение об изъятии земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может только управомоченный на то орган власти. Подобная норма закреплена в Земельном кодексе РФ. К данной категории можно отнести:

  • уполномоченный орган федеральной власти. В его компетенцию входит изъятие территорий для обеспечения государственных нужд на федеральном уровне, в том числе вопросы, касающееся недропользования;
  • уполномоченный орган региональной власти, который принимает решение об изъятии земельных участков для обеспечения региональных нужд, в том числе, если это касается размещения на площади объектов строительной инфраструктуры, разработки недр и пр.;
  • уполномоченный орган муниципальной власти, который решает проблемы муниципальных нужд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изъятие того или иного земельного участка может осуществляться только в том случае, если будет опубликовано решение, которое принял уполномоченный на это орган. При этом следует отметить, что решение орган может принять:

  • по собственной инициативе,
  • по волеизъявлению иных лиц, от которых поступит ходатайство, что регламентируется ст. 56.4 ЗК РФ.

Если обратиться к представленной нами выше правовой норме, то ходатайствовать об изъятии могут следующие субъекты правоотношений:

1. Организации, которые согласно действующему законодательству имеют законное право выдвигать ходатайства об изъятии земель из частного владения. Полный список таких организаций закреплен Постановлением Правительства РФ под номером 442. При этом изъятие должно происходить с целью удовлетворения государственных нужд на федеральном уровне.

2. Орган государственной власти, который заинтересован в изъятии для обеспечения:

  • международных договоренностей России;
  • строительства или же реконструкции недвижимых объектов, что осуществляется за счет бюджетных дотаций.

3. Унитарное предприятие, которому необходимо изъятие земель с целью возведения сооружения регионального или же федерального значения, что осуществляется с учетом инвестиционной программы.

При этом государственный орган, который уполномочен на принятие ходатайств Правительством РФ, выдвигает основополагающие условия для подачи подобного заявления со стороны заинтересованных организаций.

Обжалование решения об изъятии участков земли

В том случае если изъятие земли для муниципальных или государственных нужд происходит принудительно, гражданин-правообладатель может обжаловать принятие подобного решения в вышестоящих инстанциях, в первую очередь - в судебных органах.

Итак, в юридической практике особенно распространены процессы, когда происходит обжалование принятого решения государственного органа власти об изъятии у правообладателя того или иного участка земли. При этом истец заявляет о том, что подобное решение было принято не уполномоченным на то органом государственной власти.

Подобные проблемы возникают из-за наличия в российском законодательстве, в частности в сфере землепользования, пробелов. Кроме того, существуют определенные проблемы и коллизии между гражданским и земельным законодательством, которые затрагивают одни и те же вопросы, но предлагают различные решения.

В соответствии со ст. 54 ЗК РФ гражданин, который не согласен с решением уполномоченного на то органа власти об изъятии земельного надела, может обратиться за помощью в суд для защиты своих законных прав и интересов. Порядок подобного обжалования происходит по единому принципу и на условиях, которые зафиксированы в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ.

При этом согласно ст. 30 Федерального закона РФ № 108-ФЗ, апелляционная жалоба со стороны правообладателя при ущемлении законных прав и интересов может быть подана в вышестоящую судебную инстанцию, в случае если суд (первая инстанция) удовлетворит ходатайство о принудительном изъятии земельного участка в пользу государства или муниципалитета.

Однако в этом случае важно учитывать главное условие: апелляция будет рассмотрена только в том случае, если исковое заявление поступит в вышестоящий судебный орган в течение 10 дней после официального принятия решения.

При этом во внимание судом берутся следующие официальные документы, принятые судом первой инстанции, которые легитимизируют собой принудительное изъятие участка земли из частной собственности:

  • судебные акты, принятые с целью осуществления процедуры изъятия надела, а также построенного на его территории недвижимого имущества с целью своевременно обеспечить нужды государства или муниципалитета;
  • судебные акты, в которых закреплена сумма выкупа;
  • судебные акты, предусматривающие осуществление возмещения убытков, которые понесет собственник земли;
  • судебные акты, регламентирующие собой предоставление иной территории и недвижимости взамен изъятым объектам.

Таким образом, процедура изъятия земель для государственных или же муниципальных нужд имеет четкий порядок, который регулируется земельным законодательством РФ.

Однако из-за коллизий и пробелов в законе, а также злоупотребления полномочиями со стороны органов государственной власти очень часто нарушаются интересы правообладателей земельных участков, которые могут быть защищены в судебном порядке.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.