Резервирование земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Понятие и цель резервирования
На законодательном уровне отдельно выделяется ограничение права на землю при ее резервировании. В рамках земельного законодательства резервирование земель представляет собой определенную, сравнительно крупную систему норм, которая в равных частях входит как в земельное, так и в публичное право.
Резервирование земель четко регулируется Земельным кодексом России, а также прочими нормативно-правовыми актами, принятыми на его основе, к примеру, соответствующими законами и постановлениями Правительства РФ. Отдельный акцент в вопросе рассмотрения такого ограничения как резервирования делается на принцип проведения данного мероприятия.
В частности, Земельный кодекс РФ и постановления Правительства РФ определяют основной принцип подобного ограничения, в качестве учета значения земли как основы для нормальной жизнедеятельности человека.
Следовательно, на законодательном уровне устанавливается приоритет для охраны земли, как составного и неотъемлемого компонента окружающей среды.
Целью проведения резервирования участков для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов, является выполнение возложенных на государство функций, выполняя которые, органы власти должны осуществлять:
- планирование дальнейшего использования участков;
- использование земель;
- их изъятия, в целях удовлетворения своих нужд.
Причем, данные мероприятия должны выполняться с соблюдением обязательного условия – затраты наименьшего из возможных бюджета. Кроме того, государству важно, чтобы проведение резервирования проводилось с условием нахождения баланса интересов всех участников данного мероприятия.
Следовательно, при выполнении резервирования, должно учитываться мнение не только уполномоченного государственного органа, но и отдельного индивида, являющегося собственником изымаемого участка земли.
Порядок принятия решения о резервировании участков
Порядок резервирования земель начинается с принятия постановления о необходимости резервировать земли. Оно должно быть принято уполномоченным на совершение данных действий органом федеральной власти. Основой принятия подобного решения выступают следующие документы:
- документация о планировании участка;
- документы, необходимые в случаях планирования создания особой охраняемой территории;
- государственные программы, в основе которых лежит необходимость в изучении недр.
Решение о резервировании недвижимости, в частности, земли, должно приниматься только на основании исчерпывающих сведений, полученных из единого реестра прав на недвижимость. Решение о резервировании земли должно содержать следующую информацию:
- цель резервирования и его точные сроки;
- реквизиты документов, на основании которых осуществляется резервирование участка;
- ограничение на право собственности участком;
- сведения о точном времени и месте, в котором стороны смогут согласовать схему проведения резервирования земель и оговорить все условия проведения данного мероприятия.
К решению в обязательном порядке должна быть приложена схема резервирования земельных участков и полный перечень кадастровых номеров, которые частично или полностью находятся в границах земель, где проходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Принятое решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации в порядке, установленном для опубликования официальных документов.
Отдельно стоит отметить, что данное решение о резервировании земель вступает в силу только после его официального размещения в средствах массовой информации.
Перечень прав, которые подлежат ограничению в связи с резервацией земель
На законодательном уровне отдельно устанавливается перечень прав, на которые устанавливаются различные ограничения прав на земли в связи с резервированием земель. В Земельном кодексе РФ выделены следующие ограничения:
- возведение любых объектов недвижимого имущества, таких как собственное жилье, культурно-бытовые и прочие здания и сооружения, даже если их строительство допускается разрешенным видом использования;
- проведение различных оросительных, осушительных, культуртехнических и прочих мелиоративных работ.
На основании рассмотрения представленных выше видов ограничения на право пользования участками, заметно, что в первом случае, преимущественно, речь идет о земле, принадлежащей частным лицам и предусмотренной для жилищного строительства и огородничества, в то время как во второй ситуации, земли относятся к категории сельскохозяйственного назначения.
Порядок прекращения ограничений всех прав, которые были установлены принятием решения о резервировании участков
В Земельном кодексе и постановлениях Правительства РФ не устанавливаются точные сроки резервирования земель, в течение которых на право владения и распоряжения земельным участком могут распространяться наложенные на него ограничения.
Отдельного внимания заслуживают положения Земельного кодекса РФ, согласно которым, выделяется два вида сроков:
- если речь идет о резервировании участка для удовлетворения нужд государства или отдельного муниципалитета, максимальный срок резервирования не должен превышать семи лет.
- если речь идет о землях, располагающихся в специальных экономических зонах, срок их резервации составляет всего два года.
По истечении установленных сроков, резервирование перестает существовать и собственник вновь получает право распоряжаться своим имуществом по своему собственному усмотрению.
На законодательном уровне определен перечень обстоятельств, при наступлении которых ограничения прав на землю в связи с резервированием земель перестают действовать. В качестве одного из таких обстоятельств выделяется самостоятельное принятие решения уполномоченным органом, осуществившим резервирование участка, об отмене установленного ограничения.
В подобной ситуации данных орган должен в течение тридцати дней с момента наступления обстоятельства, обратиться в кадастровую палату, располагающуюся по месту нахождения зарезервированного участка, с заявлением установленного образца, в котором должна содержаться просьба о необходимости исключить объект недвижимости из перечня земель, подлежащих изъятию.
Кроме того, уполномоченный орган государственной власти должен обратиться в государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением, в котором выражена просьба снять с зарезервированного участка все ограничения.
Обстоятельства, при которых действия, направленные на ограничения прав, установленных принятием решения о резервировании земель, прекращаются
На законодательном уровне устанавливается определенный перечень обстоятельств, при существовании которых все ограничения на объекты недвижимости, зарезервированные для удовлетворения нужд государства, должны быть отменены. К подобным обстоятельств относятся:
- истечение установленного земельным законодательством срока действия, которому должно соответствовать любое решение о резервировании земель;
- предоставление зарезервированного участка для целей, которые устанавливало решение о резервировании земель. В обязательном порядке данный участок должен быть освобожден от любых прав третьих лиц, а также вся передача должна проводиться согласно требованиям земельного законодательства;
- орган государственной или муниципальной власти, ранее принявший решение о необходимости провести резервацию объекта недвижимости, отменил свое решение о резервировании земель;
- изъятие участка для удовлетворения государственных и муниципальных нужд произошло с соблюдением всех требований федерального законодательства, в том числе, такое изъятие могла быть проведено в виде выкупа;
- на основании решения суда, которое по истечении установленного срока вступило в законную силу.
Перечень данных обстоятельств является исчерпывающим и не может быть дополнен до внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты федерального уровня.