Обязанности лица, имеющего разрешение на использование земли, установлены актом компетентного органа.
Легальное использование имущества любого вида подразумевает наличие у пользователя вещных или обязательственных прав на него. В системе объектов недвижимости земельные участки занимают особое место. Земля одновременно признается:
Поэтому законодатель регламентирует основания использования земель с особой тщательностью. Вещным правам на земли посвящена гл. 17 Гражданского кодекса РФ, гл. III и IV Земельного кодекса РФ. В их числе права:
В теории гражданского права вещные права на землю делятся на основные (право собственности) и производные (все остальное). Вещные права абсолютны: правообладатель может реализовывать их самостоятельно, его правам соответствуют обязанности неопределенного круга лиц.
Права на землю могут проистекать также из обязательственных правоотношений, а именно - из договора аренды. Права арендатора имеют относительный характер.
Он реализовывает принадлежащие ему правомочности через арендодателя. В теории считается, что правам арендатора корреспондируют обязанности только арендодателя. Хотя в действительности арендатор земельного участка во многих случаях наделяется возможностью защищать свои права, нарушенные третьими лицами, самостоятельно.
Содержание предыдущего пункта призвано продемонстрировать обоснованное правило: земельный участок подлежит использованию на основании одного из вещных прав или на правах аренды. В порядке исключения в рамках V.6. ЗК РФ законодатель разрешает использование земель, принадлежащих государству или территориальной общине, согласно разрешению.
Особенности разрешительного порядка использования земель:
Исключительный перечень оснований выдачи разрешений на использование земель оговорен ст. 39.33 ЗК РФ. В разрешительном порядке публичные земли подлежат использованию для следующих целей:
Фактическим основанием землепользования в рассматриваемом случае является разрешение компетентного органа, уполномоченного на распоряжение соответствующими землями. В зависимости от формы собственности, это может быть орган государственной власти или местного самоуправления. В решении указываются:
В заявлении о предоставлении публичных земель в пользование должно указываться, для каких целей и каким способом планируется использовать земельный участок или его часть. Компетентный орган рассматривает заявление и выдает соответствующее решение, в котором отображает разрешенные виды пользования. Они могут соответствовать запрашиваемым заинтересованным лицом или сужать его возможности по сравнению с желаемыми.
Правомочности и обязанности лица, использующего земли в разрешительном порядке, установлены индивидуально-правовым актом компетентного органа.
Значение административного решения так велико потому, что статус заинтересованного лица в рассматриваемом случае законодательством не определен. В этом заключается принципиальное отличие землепользователя по разрешению от собственника, арендатора или сервитутодержателя.
Уничтожение плодородного слоя почвы (в отношении земель сельскохозяйственного назначения) и порча земель при использовании в разрешительном порядке влекут обязательства землепользователя минимизировать негативные последствия своей хозяйственной деятельности:
Примечательно, что ст. 39.35 ЗК РФ возлагает названные обязанности на землепользователя только в случае, если его присутствие на участке объективно ухудшило состояние земель. Если же этого не произошло, положения ст. 39.35 ЗК РФ к правоотношениям сторон не применяются.
Содержание рассматриваемых понятий законодательством точно не определено. Чтобы установить, что именно признается порчей или уничтожением плодородной слоя почв, следует руководствоваться общими природоохранными нормами.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» под экологическим вредом понимают негативное воздействие на природу вследствие ее загрязнения, которое повлекло деградацию естественных экосистем, истощения природных ресурсов. Названный Закон возводит платность природопользования и возмещение экологического вреда в ранг ключевых природоохранных принципов.
В правоприменительной практике проблемы обычно возникают не с установлением характера и объема причиненного вреда природе, а с расчетом стоимости ущерба, который подлежит компенсации.
Плодородным слоем называют верхний слой почвенного профиля, который содержит гумус. Он обладает благоприятными физическими и агротехническими свойствами для выращивания растений.
Уничтожение плодородного слоя почвы или нарушение его состояния может быть следствием:
Под порчей либо уничтожением плодородного слоя подразумевают разрушение почвенного покрова, сопровождающееся:
Когда землепользование осуществляется согласно разрешениям, возможно существование следующих ситуаций:
В последнем случае резюмируется вина землепользователя. При этом организации, ИП и/или их должностные лица могут привлекаться к ответственности на основании ст. 8.6 КоАП «Порча земель», а при наличии оснований также по ст. 8.7 этого Кодекса «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв».
Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» подчеркивает приоритетность проведения виновным в порче земель восстановительных и рекультивационных работ. Для самих же землепользователей менее затратной и хлопотной является материально-денежная компенсация причиненного вреда.
Закон закрепил принцип полноты компенсации ущерба, причиненного землям и природе в целом. Утвержден ряд методик исчисления стоимости ущерба, причиненного объектам того или иного вида.
Однако они охватывают далеко не все разновидности экологического вреда и, тем более, не позволяют оценить стоимость убытков, которые нанесены экосистеме в целом. Ведь очевидно, что хозяйственная деятельность на целинных землях согласно разрешениям компетентных органов наносит вред не только землям, но и объектам растительного и животного мира, насаждениям и водным объектам.
При расчете компенсационных выплат за порчу земель применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды № 238 от 08.07.10 г.
Она применима на случай:
Как видно, сфера применения методики неширока. При расчете компенсации множество нюансов остается неурегулированными. При отсутствии подходящих такс и методик расчета компенсации, Федеральный закон № 7 предлагает взыскивать ее в размере, соответствующем сумме:
Рекультивация – это комплекс восстановительных мер по экологическому возобновлению продуктивности, плодородия земель и водоемов, нарушенных вследствие хозяйственной или иной деятельности человека. Ключевым нормативным актом в этой сфере являются Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные общим Приказом Минприроды и Роскомзема № 525/67 от 22.12.95 г.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
Этапы рекультивации земель лесного фонда и сельскохозяйственных назначения:
Рекультивация нарушенных земель, номинально не имеющих плодородного слоя, проводится в один этап. Для этого проводятся в основном технические мероприятия.
В любом случае проект рекультивации разрабатывается специализированной организацией после проведения проектно-изыскательных работ и подлежит государственной экологической экспертизе.