Действующая законодательная база земельной сферы предусматривает разработку и усовершенствование нормативных актов различного направления. В законодательных активах существуют статьи, которые определяют формы собственности, устанавливают права и обязанности пользователей земель, определяют особенности заключения сделок с землей, а также уточняют все финансовые и административные механизмы распоряжения земельными территориями.
Помимо этого, законодательная база включает в себя статьи, которые позволяют обеспечить надежную защиту прав собственников на их землю, а также уточняют механизмы рассмотрения земельных споров в судебном и административном порядке.
Одним из видов нарушения прав собственников, владельцев или пользователей земельных территорий является принятие исполнительными органами местного или государственного управления таких нормативных актов, которые не соответствуют законодательной базе и нарушают интересы и права собственников.
Для разрешения таких споров предусмотрена законная процедура, которая делает возможным признание ненормативного правового акта недействительным в судебном порядке. Поэтому для предотвращения случаев нарушения прав пользователей и собственников территорий, все владельцы участков земли должны знать особенности и порядок признания незаконных нормативных актов недействительными.
Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в суде
Признание недействительным акта местного самоуправления субъектов РФ или исполнительного органа государственной власти – это защитная мера, которая позволяет в судебном порядке отстоять права собственников и владельцев земельных территорий. В результате издания соответствующих актов физические и юридические лица могут нести определенные расходы и убытки, которые подлежат последующему возмещению.
Ненормативные законодательные акты могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с установленным законом порядком, а в результате судебного разбирательства – быть признаны недействительными и неправомерными.
Согласно действующему законодательству недействительными могут быть признаны следующие группы законодательных актов и официальных документов:
акты, выданные исполнительными органами местного самоуправления или исполнительными учреждениями государственной власти, которые не соответствуют нормативам земельного законодательства и нарушают права землепользователей в определенной мере;
- правоустанавливающие и нормативные акты, которые противоречат законодательной базе, а также не соответствуют нормативным правовым актам законодательства;
- ненормативные документы, содержание которых нарушает права и интересы физических и юридических лиц в сфере эксплуатации, целевого использования, освоения и охраны земельных участков.
Случаи признания акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, нарушающего права и интересы граждан или юридических лиц в области использования и охраны земель, недействительным
Признание недействительным акта государственного органа в сфере земельного права возможно лишь при наличии соответствующего судебного решения, в котором сказано, что оспариваемый документ:
- полностью или частично не соответствует основному государственному законодательному акту;
- препятствует попыткам граждан в реализации собственных прав и свобод в отношении земельных наделов;
- возлагает на физические или юридические лица определенные права и обязанности, которые противоречат действующему земельному законодательству;
- становится основанием для привлечения пострадавшего лица к какой-либо форме юридической ответственности;
- нарушает законные права, свободы и интересы землепользователей и владельцев земельных участков.
Порядок признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Признание недействительным акта государственного органа предусматривает соблюдение определенной правовой процедуры, в соответствии с которой возможно вынесение положительного решения судебными органами в отношении нарушителей права. Основным этапом в порядке признания незаконного акта недействительным является подача административного искового заявления в судебный орган.
Обратиться с таким заявлением с требованием признания нормативного акта недействительным в полной или частичной мере имеют право следующие лица:
- стороны, в отношении которых был применен соответствующий документ;
- лица, которые стали субъектами правовых отношений, регулируемых недействительным правовым актом;
- граждане, чьи законные права, интересы и свободы в сфере эксплуатации земельных территорий были нарушены.
Порядок признания нормативных актов незаконными предусматривает организацию судебного разбирательства, в процессе которого судебное учреждение обязано проверить законность всех положений изданного документа, а также все важные нюансы:
- факт нарушения прав и интересов заявителя, что препятствует полноценной реализации собственных прав и обязанностей в отношении земельных участков;
- соответствие нормативного акта всем законодательным требованиям (соблюдение процедуры принятия, формы и вида, правил введения в действие и др.);
- соответствие изданного документа всем государственным законодательным актам, которые имеют значительную юридическую силу.
После выяснения всех обстоятельств суд принимает решение о частичном или полном удовлетворении искового заявления или отказе в удовлетворении всех заявленных требований. В случае признания акта недействительным и незаконным, соответствующий документ частично или полностью прекращает свое действие со дня принятия соответствующего решения судом.
Возмещение убытков, причиненных незаконным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления
Признание ненормативного правового акта недействительным влечет за собой определенные правовые последствия, которые негативно сказываются на установленном правонарушителе – органе государственной власти или учреждении местного самоуправления, а также выгодно тем, кто пострадал в результате действий нарушителей.
После признания акта недействительным и незаконным пострадавшая сторона полностью восстанавливает свои прежние права на владение и использование земельных территорий.
Помимо восстановления прав и законности в сфере эксплуатации земельных участков, в подобных судебных разбирательствах используется определенная форма гражданско-правовой ответственности, которая становится предметом регулирования правоотношений. Данная мера предусматривает возмещение убытков, которые были причинены действиями ненормативного акта.
Лицами, которые обязуются возместить убытки физических и юридических лиц в полном размере, являются органы государственной власти, учреждения местного муниципального самоуправления, а также должностные лица данных организаций, которые причастны к изданию ненормативных правовых актов. Материальный вред, причиненный любым физическим и юридическим лицам, которые являются собственниками и пользователями земельных территорий, должны возместить в таких случаях:
- при совершении действий, нарушающих действующие законодательные нормы российского законодательства;
- при бездействии, которое повлекло за собой нарушение прав и интересов физических и юридических лиц.
Материальный вред и финансовые убытки сторон, права и интересы которых были нарушены в результате неправомерных действий органов государственной власти и их сотрудников, возмещается за счет следующих материальных фондов:
- государственной казны страны;
- финансовой казны определенных субъектов федеративного значения;
- казны муниципальных субъектов местного самоуправления.