Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Полномочия РФ в области земельных отношений

Полномочия РФ, реализуемые в рамках земельного законодательства, были выведены из норм Конституции РФ, а также прочих законодательных актов.


Полномочия Российской Федерации в сфере ведения земельных отношений

Полномочия РФ, реализуемые в рамках земельного законодательства, были выведены из норм Конституции РФ, а также прочих законодательных актов. Именно в них впервые были перечислены полномочия, осуществляемые государством в исключительном и совместном ведении.

На законодательном уровне выделяют следующую систему, составляющую полномочия органов государственной власти Российской Федерации:

  • установление и регулирование государственной политики в сфере земельных отношений.
  • установление различных ограничений прав собственников отдельных земельных участков, землевладельцев и землепользователей.
  • управление на уровне государства за мониторингом земель, проведением государственного надзора и землеустройством.
  • самостоятельное осуществление надзора.
  • установка определенного порядка, на основании которого осуществляется резервирование земель.
  • резервирование необходимых участков и их изъятие, если следует удовлетворить определенные нужды государства.
  • разработка различных федеральных программ, на основании которых осуществляется использование и охрана участков.
  • прочие полномочия, установленные такими актами как Конституция РФ и федеральные законы, изданные на основании Земельного кодекса РФ.

Субъекты права, реализующие полномочия РФ

На законодательном уровне выделяется несколько субъектов, компетенция которых позволяет осуществлять определенный порядок по реализации полномочий государства в регулировании отношений по пользованию и распоряжению участками. К системе таких субъектов относятся:

  • Федеральное собрание. Данный субъект реализует возложенные на него функции в ходе формирования и принятия им законодательных актов. Следовательно, Федеральное собрание в ходе своей деятельности осуществляет все полномочия, напрямую связанные с осуществлением нормотворчеством.
  • Президент России. Кроме Федерального собрания, нормотворческую деятельность осуществляет и Президент страны. К функциям Президента в сфере ведения такого рода отношений относится также и принятие отдельных решений о конкретных участках, к примеру, об ограничении оборотоспособности некоторых из них.
  • Правительство РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации весьма обширны, реализуя свои функции, они осуществляют деятельность в сфере ведения, пользования и охраны земель. В ходе своей исполнительной деятельности оно устанавливает основы действующей на территории страны политики и осуществляет регулирование отношений.
  • отдельные федеральные органы, осуществляющие исполнительную власть, к примеру, Федеральная служба земельного кадастра, нане преобразованная в Росреестр.

Полномочия Президента Российской Федерации

Так как в ходе своей деятельности этот субъект по большей части осуществляет функции по нормотворческой деятельности, полномочия Президента Российской Федерации в рамках регулирования законодательства, чаще всего связаны именно с этим.

В частности, согласно 15 статье Земельного кодекса РФ именно Президент принимает решение о необходимости ограничить оборотоспособность отдельно взятых участков земли.

Данное полномочие реализуется за счет принятия соответствующих указов.

К примеру, в 2001 году, Президентом был составлен нормативно-правовой документ, согласно которому ни одно лицо без гражданства или имеющее гражданство иного государства не имеет права иметь в собственности участок земли, расположенной в приграничной территории или непосредственной близости к ней.

Полномочия Правительства РФ и Федерального собрания РФ

Полномочия Правительства Российской Федерации весьма обширны. В частности, приняв соответствующее распоряжение, данный орган исполнительной власти способен установить основы для формирования действующей на территории страны политики в рамках регулирования возникающих между субъектами правоотношений.

Помимо этого, полномочия Правительства Российской Федерации реализуются и в рамках разработки и реализации определенных программ федерального уровня, направленных на разрешенное использование и охрану ресурсов. Данный вид полномочий осуществляется через принятие соответствующих постановлений.

На самом деле, в ходе своей деятельности, Федеральное собрание осуществляет большую часть полномочий государства. Все эти полномочия реализуются через принятие различного рода законодательных актов, ведь основная задача Собрания заключается в осуществлении нормотворческой деятельности.

В ходе своей работы Собрание выносит соответствующие акты, которые регулируют процесс пользования, распоряжения и охраны земель, расположенных на территории государства.

Нормотворческая деятельность государства

Под понятием нормотворческой деятельности подразумевается определенная форма правотворческой деятельности, осуществляемая через принятие законодательных актов. Через данное действие происходит реализация следующих систем:

  • целей;
  • задач;
  • функций каждого конкретного органа исполнительной власти.

Деятельность каждого органа исполнительной власти осуществляется путем издания определенных законодательных актов, содержащих в себе понятие и нормы для регулирования отношений, возникающих в обществе по вопросу пользования, реализации и охраны земель.

При помощи нормотворческой деятельности власть осуществляет не только управление в сфере земельных отношений, но и получает возможность контролирования и проведения надзора за землями.

Федеральные органы исполнительной власти РФ

Кроме того, что существуют полномочия Правительства Российской Федерации, некоторые полномочия страны по ведению и регулированию земельных отношений также осуществляют и иные органы исполнительной власти. На законодательном уровне происходит распределение субъектов, осуществляющих подобную деятельность. К ним относится следующая система органов управления:

  • Министерство сельского хозяйства;
  • Министерство экономического развития;
  • Федеральная служба земельного кадастра;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • иные органы исполнительной власти федерального уровня, уполномоченные на реализацию полномочий РФ.

Деятельность данных органов можно рассмотреть на примере Постановления Правительства 2006 года, в котором указано, что осуществлением земельного надзора должны заниматься:

  • Федеральная служба земельного кадастра;
  • Служба по надзору в сфере природопользования;
  • Служба по осуществлению ветеринарного и фитосанитарного надзора, их территориальные органы на местах.

Федеральная служба земельного кадастра России, преобразованная в Росреестр

Федеральная служба земельного кадастра России была преобразована в Росреестр. Он осуществляет деятельность по управлению от лица государства различными земельными ресурсами, путем осуществления специальных функций.

В задачи, которые выполняет Росреестр, входят:

  • осуществление управления земельными ресурсами в рамках предусмотренных полномочий;
  • ведение кадастра и надзора;
  • осуществление управления и контроля над правильным пользованием ресурсами и обеспечением их охраны;
  • организация управления землеустройством, мониторинга и прогнозирования рационального использования предметов ресурсов;
  • активное участие в нормотворческой деятельности.

Полномочия РФ, переданные субъектам Российской Федерации

На основании государственного законодательства, в частности, закона об общих принципах, установленных для организации органов исполнительной власти отдельно взятых субъектов, расположенных на территории России, возможно введение порядка передачи полномочий для непосредственного осуществления отдельным субъектам страны.

При этом после соответствующего распределения, субъектной власти могут быть переданы любые полномочия, оговоренные Земельным кодексом РФ для федеральной власти.

Иными словами, к полномочиям субъектов, полученных при соблюденном порядке передачи, относятся:

  • резервирование участков и их изъятие;
  • разработка и последующая реализация различных программ регионального уровня, направленных на регулирование отношений, связанных с пользованием и реализацией ресурсов.

К ведению субъектов могут быть отнесены и прочие полномочия, полученные в результате соблюденного порядка передачи, которые не находятся в ведении муниципалитета.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по земельным вопросам
Юрист по земельным вопросам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по земельному праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут