Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Виды налогов » Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Налоговые агенты должны исчислять, удерживать и платить в бюджет определенную сумму НДС.


Определение налоговой базы налоговыми агентами

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами устанавливает ст. 161 НК РФ.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять в бюджетную систему Российской Федерации рассчитанный ими в соответствии с требованиями ст. 161 НК РФ НДС.

Статья 45 НК РФ предполагает, что обязанность налогоплательщика считается исполненной после того как удержан налог. Не удержание налога налоговым агентом обязанность по его уплате, а соответственно и ответственность, оставляет за налогоплательщиком.

Агенты и налогоплательщики идентичны в своих правах, а также обязаны достоверно и своевременно рассчитывать и перечислять в государственный бюджет налоги, включая НДС.

Таким образом, в соответствии со статьей 24 КРФ обязанностью налоговых агентов является:

  • правильное и своевременное перечисление в бюджет НДС и других налогов;
  • письменное уведомление налогового органа на протяжении одного месяца о невозможности удержать налог и сумме возникшие в результате этого задолженности налогоплательщика;
  • вести учет персонально по каждому налогоплательщику и перечисленных в бюджет налогов;
  • предоставлять налоговым органам для осуществления контроля необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления.

Ответственность за выполнение данных действий ст. 24 НК РФ возлагает на налогового агента.    

Сроки уплаты налогов для налоговых агентов не отличаются от сроков, предусмотренных для налогоплательщиков.

В таких случаях налогоплательщик обязан выступать налоговым агентом и, соответственно, рассчитывать и перечислять НДС, как устанавливает статья 161 НК РФ.    

Данная статья устанавливает также определенные особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, которыми могут являться организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ у иностранных лиц товары.

Являться налоговыми агентами, которые должны исполнить обязанность по уплате НДС, могут также лица, которое по закону освобождены от такой обязанности (например, по ст. 145 НК РФ или в силу применения льготных налоговых режимов).

Определяться налоговая база должна отдельно по каждой хозяйственной операции, связанной с реализацией товаров.

Обязательства по уплате НДС возникает у налогового агента в случае приобретения на Российской территории товаров у иностранных лиц, которые не обязаны уплачивать НДС по правилам российского законодательства. Если в таком контракте не предусмотрена сумма НДС, налогоплательщик определяет ее самостоятельно, увеличивая на сумму налога стоимость приобретенного товара. 

Обязанность по уплате НДС в данном случае возлагается на налоговых агентов, которыми являются лица, приобретающие товары у иностранных лиц, при этом не важно являются ли они плательщиками НДС и производят ли они его исчисление и уплату в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Не освобождаются от такой обязанности лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ.

Если иностранная организация состоит на учете в налоговых органах ФНС, уплату налога она производит самостоятельно, и в этом случае покупатель не является налоговым агентом для такой иностранной организации. 

 

Порядок определения налоговой базы налоговыми агентами

Налоговая база для расчета НДС для иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, состоит из суммы дохода от реализации товара с учетом НДС. Если продавцом доход выплачивается в иностранной валюте, то при определении базы налогообложения, производится пересчет в рубли по курсу НБУ на дату осуществления расчетов.

Размер налога определяется налоговым агентом в процентном соотношении к налоговой базе, которая в данном случае составляет 100%. Ставка налога составляет соответственно 10% или 18%.

При этом уплата НДС должна быть произведена одновременно с перечислением денежных средств, несмотря на то, что фактическое оказание услуг или выполнение работы произойдет позднее.

Руководствуясь статьей 174 НК РФ банк, на обслуживании у которого находится налоговый агент, не в праве принимать платежное поручение на оплату работ (услуг) без одновременной подачи платежного поручения на уплату НДС. 

Статья 171 НК РФ позволяет налоговым агентам получить налоговый вычет, если не соблюдены следующие условия:

  • приобретенный товар принят к учету;
  • операции, для осуществления которых приобретался товар, облагаются НДС;
  • НДС перечислен в бюджет.

Пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусмотрена обязанность рассчитывать и перечислять в бюджет НДС при аренде федерального и муниципального имущества, арендуемого компаниями и индивидуальными предпринимателями у органов государственной власти или местного самоуправления.

Не возникает необходимости исполнять функции налогового агента для тех компаний и ИП, у которых данное имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Определение налоговой базы НДС агентами при аренде государственного имущества производится отдельно по каждому объекту, при этом она состоит из арендной платы с учетом НДС.

Если услуги по аренде имущества, которые оказываются казенными учреждениями, не являющимися плательщиками НДС, то организации, приобретающие такие услуги аренды, не будут выступать налоговыми агентами и соответственно уплачивать НДС.

Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговыми агентами признаются непосредственно покупатели государственного муниципального имущества, третьи лица, которые производят за них оплату. Соответственно, обязанность по уплате налога лежит непосредственно на налоговых агентах, а не на третьих лицах.   

В порядке п. 4 ст. 161 НК РФ в случае если производится реализация конфискованного иди бесхозяйного имущества, а также ценностей, которые перешли государству в порядке наследования, налоговыми агентами считаются компании или ИП, которые были уполномочены проводить реализацию такого имущества.

В отличие от предыдущих двух ситуации, обязанности налогового агента, уполномоченного уплатить НДС, в данном случае исполняет продавец товара.

Понятие бесхозяйной вещи дает статья 225 ГК РФ – это вещь, собственник которой неизвестен либо отказался от права собственности на нее. Понятие клада установлено статьей 233 ГК РФ – им являются зарытые в земле ценные предметы или деньги, собственник которых неизвестен, или утратил право на них.

Собственником клада считается собственник земельного участка, на котором он был зарыт и лица, которые его обнаружили в равных долях, если другой порядок владения не установлен по договоренности между ними.  

Определение налоговой базы производится, основываясь на цене реализуемого имущества, которая устанавливается на основании положений статьи 40 НК РФ, к ней добавляется НДС и акциз (если товар является подакцизным).

Еще одной отличительной особенностью является то, что в порядке ст. 171 НК РФ налоговые агенты, реализующие товары,  в данном случае не имеет права на налоговый вычет.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.