НДС уплачивается конечным потребителем товара продавцу, который в свою очередь перечисляет общую сумму НДС в бюджет.
Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенную форму налогообложения, в соответствии с которой часть стоимости товара или услуги перечисляется в бюджет по мере реализации этого самого товара или услуги.
Налоговый период представляет собой временной отрезок, который применяется к отдельным налоговым отчислениям. По окончанию этого временного отрезка рассчитывается общая налоговая база, из которой и вычисляется сумма отчислений в налоговую службу, которая должна быть уплачена.
В соответствии с положениями ст.285 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При этом весь период распределяется на несколько этапов, по прохождении которых необходимо отчитаться перед налоговой. Такими отчетными периодами являются полугодие и 9 месяцев. Если же налогоплательщик осуществляет выплату ежемесячно, исходя из фактической прибыли, то для него отчетный период будет наступать каждый месяц, раз в 2 и 3 месяца.
На основании разъяснений ФНС, указанных в письме от 14.09.2009 года №3-1-11-730 общая сумма налога на добавленную стоимость признается фактической, если она рассчитана из текущей налоговой базы, которая сложилась за конкретный период времени. Однако это применимо лишь в тех ситуациях, когда суммарный показатель налога отображен в декларации, которую плательщик предоставляет в налоговую службу.
Ст.163 НК РФ устанавливает, что для всех налогоплательщиков налоговый период устанавливается как квартал. Таким образом, отчисления в бюджет должны быть осуществлены ежеквартально, и должны подкрепляться соответствующими данными, указанными в декларации.
Налоговой ставкой (также встречающейся в нормативной документации под наименованием нормы налогообложения) называют конкретный размер налога, который приходится на единицу налогообложения. Ставки определяются государством и считаются одним из наиболее универсальных инструментов регулирования экономической политики.
Существует несколько разновидностей налоговых ставок.
Налоговые отчисления по налогам и сборам федерального значения определяются Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными службами, но при этом обязательно принимается в расчет Налоговый кодекс и его основные положения, которые затрагивают пределы отчислений.
В то же время те налоги, которые предназначены для поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, определяются исходя из нормативной документации, принятой в конкретном субъекте, и с учетом всех требований и ограничений, указанный в НК РФ.
Теория налогообложения различает несколько видов налоговой ставки:
В соответствии с положениями ст.164 НК РФ, предусмотрено 4 типа налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетная ставка (10/110 и 18/118).
Налоговая ставка в 0% допускается в соответствии с положениями ст.164 НК РФ. Однако в нормативах указано, что использование подобной ставки допустимо лишь в тех ситуациях, когда имеется конкретное обоснование.
В соответствии с ключевыми законодательными положениями, ставка в 0% может быть установлена для следующих операций:
Исходя из данного перечня можно сделать вывод, что от НДС будет освобожден тот доход, который идет на накопление или инвестирование, что в свою очередь является положительным моментом для развития экономики.
Кроме того, ставка может быть отменена в тех ситуациях, когда государство осуществляет социальную и экономическую защиту своих граждан, и в рамках данных мероприятий устанавливает размер ставки в 0% для тех товаров и услуг, которые можно отнести к категории социально-значимых (ст.149 НК РФ). Однако и тут имеются свои нюансы.
В нормативе указано, что при существовании вышеупомянутых причин ставка НДС отменяется, а не устанавливается в пределах 0%, как по нормам ст.164 НК РФ.
Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что ставка в 0% используется для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономических правоотношений между разными странами мира, тем самым не способствуя ослаблению конкретности на рынках.
Стоит отметить, что несмотря на законодательное регулирование налоговых вычетов для экспортеров, в арбитражных судах все чаще можно столкнуться с делами, которые касаются установления ставки на отметке в 0%. Аналитики объясняют данное явление тем фактом, что нулевое налогообложение способствует развитию злоупотреблений, которые затрагивают возмещение налога, суммы которого бюджет так и не получил.
Исходя из указанных в ст.164 НК РФ возможной ставки НДС в размере 0, 10 и 18%, можно сделать вывод, что ставка на уровне в 10% является пониженной, и может быть применена в отношении тех отраслей народного хозяйства и производственных субъектов, для которых необходимо стимулировать развитие.
В соответствии с данными, указанными в п.2 ст.164 НК РФ, ставка в 10% будет применена в следующих ситуациях:
Установление ставки в 18% характерно для всех ситуаций, которые не подпадают под действие положений, указанных в п.3 ст.164 НК РФ. Таким образом, если товар или услуга не могут быть проиндексированы по ставкам в 0% и 10% (п.1 и 2 ст.164 НК), значит в отношении их будет применена 18% ставка.
Отдельно указано, что ставкой в размере 18% также облагаются посреднические услуги. Таким образом, если лицо выполняет роль посредника между компаниями и организациями, он будет обязан уплатить в бюджет 18% от суммы, которая была получена им в качестве финансового вознаграждения.
В соответствии с законодательными нормами, в отношении посреднических операций будет применена данная ставка потому, что налогообложение посреднических услуг не зависит от того, по каким ставкам облагаются те товары и услуги, в реализации которых он принимает непосредственное участие.