Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов

Процедура изменения сроков внесения в бюджет обязательных платежей предполагает представление соответствующего заявления.


Принципы, согласно которым распределяются полномочия

Одним из условий получения необходимых послаблений при уплате налогов служит обращение в тот орган, который обладает соответствующим полномочиями.

Перечень таких структур определен в ст. 63 НК. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти.

Ст. 63 НК предусматривает сразу несколько принципов, по которым определяются органы, которыми принимаются решения об изменении сроков уплаты налогов.

Первым и основным правилом является общая функциональность. Поскольку закон относит к обязанностям определенных структур осуществление сбора и контроля за уплатой налогов, то и соответствующее решение о переносе сроков принимается ими.

Другим является территориальный принцип. Речь идет не о достаточности обращения в любую налоговую инспекцию, а о необходимости делать это по месту жительства или расположения налогоплательщика.

Следующим выступает принцип федерализма и поддержки местного самоуправления. Он касается обязательного участия в принятии решения об изменении сроков уплаты соответствующими региональными и муниципальными структурами.

Без этого федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлены базовые полномочия, не смогут положительно решить вопрос. Существуют и случаи, когда соответствующая компетенция полностью осуществляется региональными или местными структурами, находящимися по месту жительства или расположения налогоплательщика.

Принцип специальной функциональности применяется при изменении крайней даты уплаты ряда особых налогов или госпошлины.

В этом случае, соответствующие полномочия передаются для решения той структуре, которая выполняет действия, с которыми связан сбор.

 

Случаи, когда решение об изменении даты уплаты принимается налоговыми органами единолично

Такой порядок предусмотрен только в том случае, когда решения принимают федеральные органы исполнительной власти, контролирующие уплату налогов. Эти функции переданы ФНС. Это означает, что отнесенные к ее исключительной компетенции вопросы, не могут решаться путем подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина или расположения юрлица.

Обращение непосредственно в ФНС, которая находится в столице не потребуется. На практике, заявление об изменении даты уплаты может подаваться в региональное управление этой службы.

Исключительная компетенция ФНС распространяется на случаи, когда федеральный налог подлежит внесению в федеральный бюджет. С 2017 года аналогичный порядок будет предусматриваться для установления льготного срока уплаты взносов во внебюджетные фонды.

 

Участие налоговых инспекций по месту жительства или нахождения налогоплательщика

Полномочия низовых налоговых инспекций в этой сфере ограничены. Их одобрение необходимо, не недостаточно в следующих случаях:

  • когда предметом обращения являются сроки внесения региональных или местных платежей;
  • когда речь идет о внесении НДФЛ. Это правило не касается сумм, уплачиваемых налоговыми агентами, а также доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности заявителя. Полномочия инспекции распространяются только на те части платежей, адресатом которых выступают региональные или местные бюджеты.

Чтобы инициировать эту процедуру, налогоплательщику нужно обратиться в налоговую инспекцию по место своего жительства или расположения.

 

Участие региональных и муниципальных властей

Ст. 63 НК предусматривает участие региональных властей при рассмотрении этих вопросов. Оно определено в форме согласования. Из этого следует, что им предоставлены полномочия одобрять или отклонять соответствующее заявление налогоплательщика.

Также предусматривается возможность единоличного рассмотрения этих обращений.

Это связано с закрепленным в Конституции России и НК принципом федерализма, а также с поддержкой местного самоуправления. Предоставление им таких полномочий объясняется тем, что принятые решения оказывают прямое влияние на наполняемость бюджета соответствующего уровня.

Нормы НК устанавливают 2 типа структур, принимающих решения. К первым относятся региональные или местные финансовые органы, а ко вторым органы, определенные законодательством региона.

К полномочиям последних относятся случаи, когда одновременно имеются один из следующих признаков:

  • заявление касается части налога на прибыль, перечисляемой в бюджет региона;
  • обращение касается установления режима инвестиционного налогового кредита в рамках внесения региональных налогов.

При этом, соответствующие полномочия осуществляются этой структурой единолично.

Участие местных и региональных финансовых органов предусмотрено в следующих ситуациях:

  • если заявление касается местных или региональных платежей;
  • если речь идет об НДФЛ, уплачиваемого без участия налоговых агентов и образующегося не в результате предпринимательской деятельности;
  • если обращение касается федеральных налогов, в части перечисляемой в местный или региональный бюджет.

В первом и во втором случаях согласовывается заявление, поданное в низовую налоговую инспекцию, по месту нахождения плательщика. В третьей ситуации потребуется одобрение заявления, направленного в ФНС.

 

Структуры, рассматривающие заявления в рамках специальных функций

Выделяются 2 случая, когда используется соответствующий принцип.

Если обязанность внести платеж возникает в рамках таможенных правоотношений, то рассмотрением занимается ФТС.

Предусматривается возможность передачи этих полномочий на низовой уровень.

Если речь идет об уплате госпошлины, то полномочия реализует тот орган, который оказывает соответствующую госуслугу или выполняет необходимые действия. Примером служит обращение в суд, допускающее возможность отсрочки или рассрочки внесения госпошлины по ходатайству.

 

Органы, исключенные из перечня

Налогоплательщику необходимо пользоваться актуальной версией закона, поскольку в него регулярно вносятся изменения.

Ранее федеральные органы исполнительной власти, имевшие такие полномочия, дополнялись Правительством. Также решение мог принимать министр финансов. Однако они были исключены из перечня.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.