Благодаря открытым границам и возможности взаимодействовать на международном уровне, компании переросли национальный уровень.
Экономистами даже придуман специальный термин для российских компаний, ведущих свою деятельность за пределами страны – транснациональные корпорации.
В этой связи, возможно значительное количество коллизий, которые способны повлечь ряд неопределенностей в сфере их налогообложения. Именно поэтому законодательство РФ делит источники формирования дохода на полученные в рамках ее территории и за ее пределами.
Базовые нормы содержатся в ст. 42 НК. Однако основные правила устанавливаются на специальном уровне (платежи в бюджет по НДФЛ и налогу на прибыль). Такие правила федерального законодательства должны действовать с учетом заключенных 2-сторонних соглашений о предотвращении двойного налогообложения с другими странами.
Целью разделения является установление простых правил, согласно которым применяются налоговые льготы и освобождения.
Также обеспечивается экономия ресурсов компаний в ходе формирования финансовых отчетов для акционеров и инвесторов. Они не сильно отличаются от требований государственного регулирования, согласно которому рассчитываются и вносятся в бюджет налоговые платежи.
Перечень этих случаев определяется только в главе, устанавливающей платежи в государственный бюджет по НДФЛ. Они определены в ч. 1 ст. 208 НК:
Этот перечень носит открытый характер и включает лишь основные случаи, поэтому в число доходов, которые учитывают налоговые правила могут включаться и иные выгоды, получаемые в России.
Такие выгоды перечислены в ч. 3 ст. 208 НК. К ним относятся следующие случаи:
Этот список также носит открытый характер и может дополняться другими случаями получения выгод от зарубежных источников.
В отличие от НДФЛ, налоговые правила, устанавливающие территориальные принципы, при обложении прибыли предусматривают не разделение источников, а дифференцированный подход к налогоплательщикам.
1. Плательщики – российские организации.
Таковыми признаются компании, созданные и зарегистрированные в соответствии с нормами федерального законодательства в гражданской сфере. Их отличительной особенностью являются свидетельства о госрегистрации, полученные в России. Эти документы выдают уполномоченные налоговые инспекции.
Также отличают консолидированные группы налогоплательщиков, среди которых выделяется ответственное лицо.
2. Плательщики – иностранные компании.
По общему правилу, к числу нероссийских компаний, имеющих обязанность по исчислению и внесению в пользу государственного бюджета платежей по налогу на прибыль, относятся организации, имеющие постоянные представительства в РФ. Другим основанием выступает получение ими доходов от имущества, расположенного на российской территории.
Специальное правило касается ФИФА. Согласно нему, эта организация не признается налогоплательщиком. Такая норма обусловлена проведением чемпионата мира по футболу.
3. Иностранные компании, которые приравниваются к российским.
Приравнивание таких компаний к российским происходит на основании ст. 246.2 НК. Речь идет о налоговых резидентах. К таковым относят случаи, когда это предусматривается двусторонним государственным соглашением о двойном налогообложении. Кроме того, речь идет об организациях, управление которыми производится из России.
Возможны ситуации, когда сложно однозначно отнести полученные доходы к тому или иному виду. Ч. 2 ст. 42 НК предусматривает способ разрешения таких коллизий. Согласно действующим правилам, отнесение происходит на основании актов федерального государственного органа, обладающего надзорными и контрольными функциями в налоговой сфере.
К таковым относят следующие структуры:
1. Минфин России. Поскольку этот орган ответственен за формирование основ налоговой политики, он может издавать акты, разъясняющие те или иные положения действующего закона;
2. ФНС. Ей принадлежит такое право в связи с тем, что эта структура контролирует полученные бюджетом платежи;
3. Суды. Поскольку разъяснения и индивидуальные акты, принятые указанными выше органами можно обжаловать, то Конституционный суд или арбитражные суды могут принимать решения, влияющие на статус тех или иных доходов.
По общему правилу, соответствующие доли определяются налогоплательщиком самостоятельно.
В случаях, когда это сложно определить, компания может подать соответствующий запрос в Минфин или ФНС и действовать на основании полученного ответа.
Другой ситуацией выступают указания, полученные в ходе налогового контроля.
Налоговая инспекция может самостоятельно отнести выгоды к той или иной категории, в частности, путем формирования требования о доплате в бюджет.
Налогоплательщикам предоставлено право обжаловать действия госорганов в судах. Решения последних, вступившие в силу, станут обязательными для выполнения.
В Казахстане физлицу, резиденту РФ досталась в наследство квартира. Если она будет продана гражданину Казахстана, а деньги будут перечислены на р/с этого физлица в РФ, можно ли заплатить налоги в России
Налог вы будете платить в Казахстане (по месту нахождения недвижимого имущества).
Для более подробной консультации Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Добрый день! Вопрос: Физлицо-резидент РФ продал долю в УК Российского ООО гражданину Казахстана, деньги получил в рублях на свой р/с с расчетного счета гражданина Казахстана, открытого в российском банке. Является этот доход доходом от источника в РФ?
Добрый день! Этот доход является доходом от источников РФ. Доходы от источников в РФ и от источников за пределами РФ https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/dohody-ot-istochnikov-v-rf-i-ot-istochnikov-za-predelami-rf.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/20f4dff552412189a35ac61d5398dc83ee9d3be6/