Процедура избрания ревизионной комиссии жилищного кооператива
Общим собранием членов кооператива (конференции) выбирается ревизионная комиссия (РК) для того, чтобы выполнять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью структуры. Термин, на который данный орган избирается, не может превышать три года. Количество его членов зависит от того, что по данному поводу сказано в статуте. Члены органа не могут в одно и то же время быть членами правления или находиться на любых других должностях в управленческих органах организации.
Ревизионная комиссия/ревизор должны в обязательном порядке создаваться во всех кооперативах, которые действуют согласно с Жилищным кодексом РФ. Однако данным документом не определено, когда избирается комиссия, являющаяся коллегиальным контрольным органом, а когда ревизор, относящийся к единоличным контрольным органам. Учитывая это, каждый кооператив имеет право принять самостоятельное решение по данному вопросу и зафиксировать его в уставе.
Важно отметить, что устав организации не может изменить максимальный период, на который избирается данный орган, а также его полномочия, поскольку требования к данным вопросам устанавливаются в нормах императивного характера.
После формирования состава органа ее члены избирают председателя из своего числа. На законодательном уровне не зафиксирован порядок избрания председателя, поэтому важно предусмотреть, как должен происходить данный процесс при подготовке устава.
Полномочия ревизора жилищного кооператива
Ревизионная комиссия не принадлежит к органам управления кооперативом, что связано с тем, что она не проводит самостоятельно деятельность организационного или исполнительно-распорядительного характера, а призвана выполнять такую специфическую функцию, как контроль за финансово-хозяйственным компонентом деятельности организации, который также можно назвать внутренним аудитом, что зафиксировано в ст. 120 ЖК. Независимо от того коллегиальный это орган или ревизор, они в равной степени наделены полномочиями контролировать деятельность кооператива, а также отдельных его органов.
Кроме полномочий, которые устанавливает Жилищный кодекс, в уставных и процедурных документах организации следует зафиксировать права и порядок действий членов ревизионной комиссии при осуществлении контроля над бухгалтерским учетом в структуре и предоставляемой отчетностью. Это также касается проверки достоверности информации, которая содержится в бухгалтерской документации, в том числе при проведении проверки итогов инвентаризации собственности и обязательств структуры финансового характера. При разработке этих положений рекомендуется использовать общие правила, которые установлены ФЗ «О бухучете», и действующие подзаконные акты.
Обязанности ревизионной комиссии жилищного кооператива
Пунктом 3 статьи 120 ЖК установлены следующие обязанности ревизионной комиссии или ревизора:
- плановые проверки деятельности финансово-хозяйственного характера должны проводиться в обязательном порядке не реже, чем один раз в год;
- готовить заключение о бюджете кооператива, предоставленном годовом отчете и размере платежей и взносов, которые являются обязательными. Данная информация должна быть представлена на общем собрании членов ЖК;
- о своей деятельности РК должна отчитываться перед общим собранием.
Статутом могут быть установлены следующие обязанности данного органа:
- проведение предварительного рассмотрения плана на следующий год;
- анализ ликвидности активов, а также того, в каком соотношении находятся собственные и заемные средства организации;
- изыскание резервов для того, чтобы улучшить экономическое состояние ЖК;
- проведение проверки за тем, насколько правильно и своевременно вносятся платежи за услуги, бюджетные платежи, платежи членов кооператива;
- осуществление проверки правомочности решений, которые были приняты правлением и его председателем;
- рассмотрение поступивших от членов ЖК жалоб на должностных лиц и т.д.
Права ревизора жилищного кооператива
На уровне российского законодательства за ревизором закреплено право осуществлять проверку деятельности кооператива, которая носит финансово-хозяйственный характер. Для обеспечения подобного права для членов РК обеспечивается свободный доступ ко всем документам, которые касаются деятельности организации.
Пунктом 4 статьи 120 устанавливается минимальный набор прав ревизора, которые могут быть определены в статуте организации в расширенном виде, и из которых вытекают обязанности остальных членов организации. В результате у должностных лиц жилищного кооператива возникает обязанность предоставлять по требованию РК документацию, которая отображает финансово-хозяйственную деятельность организации. В случае отказа выполнять требования ревизора соответствующее лицо может быть привлечено к ответственности согласно с трудовым законодательством России.
Выполняя свои функции, ревизионная комиссия имеет право:
- выполнять проверку любой финансовой документации и заключения, которые были подготовлены ревизионной комиссией по инвентаризации имущества;
- проводить сверку данных, которые содержатся в этих документах с данными в первичной бухгалтерской документации;
- осуществлять проверку кассы и собственности жилищного кооператива;
- заниматься изучением протоколов заседаний любых органов структуры;
- инициировать проведение внеочередного общего собрания членов и т.д.
Порядок работы ревизионной комиссии жилищного кооператива
Пункт 5 статьи 120 определяет, что порядок работы РК устанавливается статутом и прочими процедурными документами организации. Учитывая это, при подготовке статута важно прописать в нем основные правила, которые регламентируют работу ревизора. В документации внутреннего характера, к которым, например, относится положение о ревизоре, эти правила можно конкретизировать. Порядок, в рамках которого выполняет свою деятельность ревизионная комиссия, должен быть утвержден на Общем собрании.
РК может осуществлять свои проверки по плану, который утвержден, с периодичностью не реже одного раза в год, или по поступившему требованию – внепланово. Дать поручение относительно проведения внеплановой проверки может общее собрание членов; правление или его председатель, подав письменное требование или же сам ревизор.
В результате проведенной проверки РК составляет заключение, в котором должны содержаться:
- документы, которые демонстрируют достоверность данных, содержащихся в финансовой документации;
- информация об обнаруженных фактах нарушения в порядке ведения бухучета и предоставления отчетности финансового характера при проведении финансово-хозяйственной деятельности.
Устав определяет термин, в течение которого РК обязана приступить к выполнению проверки. Проведение подобных проверок не должно мешать нормальной работе ЖК. Полученные результаты проверки ревизор обязан предоставить как лицу, потребовавшему ее проведения, так и общему собранию. Заключение может быть подготовлено в виде письменного отчета, докладной записки или сообщения. Вся документация, которая выходит от имени РК, в обязательном порядке подписывается ее председателем.
При наличии соответствующего запроса от правления ЖК ревизор может принимать участие в заседаниях правления, имея совещательный голос на голосовании.