Урегулирование разногласий
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Урегулирование разногласий

Урегулирование разногласий

Соблюдение трудовых прав всех участников коллективного договора – одна из основополагающих целей, которая должна соблюдаться всеми сторонами правоотношений.


Соблюдение трудовых прав всех участников коллективного договора – одна из основополагающих целей, которая должна соблюдаться всеми сторонами правоотношений. Однако не всегда во время проведения коллективного собрания удается достичь взаимопонимания между сотрудниками и руководителями организации. В таком случае возникает необходимость в урегулировании разногласий, возникающих  при заключении договора.

Что такое урегулирование разногласий? Когда оно необходимо?

Чтобы коллективный договор был официально подписан, между участниками должно существовать полное согласие в принципиальных вопросах, которые касаются трудового процесса. Однако если до того, как будет подписан договор между сторонами, возникают трудовые споры, то в подобном случае составляется отдельный протокол разногласий.

Если обратиться к действующему Трудовому кодексу РФ, то урегулирование разногласий при заключении договора имеет строгий порядок, который регламентирован ст. 38 указанного нормативно-правового акта.

В частности, в данной статье указано, что разрешение трудовых споров может быть как досудебное, то есть путем взаимных уступок с двух сторон конфликта, так и посредством помощи юристов. Но в любом случае должен соблюдаться порядок, прописанный в ст. 398-414 ТК РФ.

Протокол и соглашение об урегулировании разногласий

Как было указано выше, если в процессе мирного урегулирования будет достигнуто досудебное соглашение между работниками и работодателем, то в данном случае составляется протокол, который представляет собой официальный акт собрания.

Началом урегулирования считается дата, когда будет составлен и подписан сторонами конфликта протокол разногласий. Затем в течение 3 дней, после того как будет подписан протокол, должна быть создана специальная примирительная комиссия. Этот орган формируется из представителей обеих сторон: как работодателя, так и работников. Причем количественное соотношение полностью равное, что не позволит ущемить права и интересы в споре одной из сторон конфликта.

Примирительная комиссия должна рассмотреть протокол разногласий (акт) в течение 5 дней после своего создания.

Это обязывает делать законодательный порядок, а в частности, Трудовой кодекс РФ. При необходимости срок рассмотрения спорной ситуации может быть продлен, но для этого составляется дополнительный документ (акт), который должен быть подписан представителями двух сторон. Только в этом случае будет соблюден законодательный порядок урегулирования трудовых разногласий.

В том случае если посредством разбирательства данного органа удается полностью исчерпать все вопросы в рамках составления коллективного договора, то составляет дополнительный протокол (акт), который является обязательным для исполнения всеми участниками спора.

Способы и порядок урегулирования

В тех ситуациях, если урегулирование разногласий путем взаимных уступок становится невозможным, то могут быть применены иные способы разрешения трудовых споров. В частности, существует два основных вида урегулирования:

  • посредством привлечения посредника;
  • посредством трудового арбитража.

Вторым этапом разрешения спора, если протокол (акт, образец которого доступен на сайте) не будет подписан примирительной комиссией, то стороны спора могут привлечь профессионального посредника. Для этого можно обратиться в государственный орган, который специализируется на разрешении трудовых споров, за советом по поводу кандидатуры посредника.

Посредник должен рассмотреть конфликтную ситуацию в течение 7 дней после того, как будет официально подписан договор (акт) о сотрудничестве. Образец также можно увидеть на сайте. Если урегулирование разногласий состоится, то по завершению данного процесса подписывается коллективный трудовой договор или же протокол (акт) разногласий. Он также обязателен для исполнения всеми сторонами конфликтной ситуации.

Если и данный способ не приносит результатов, то наступает следующий этап урегулирования споров  трудовой арбитраж.

Этот орган создается на время разрешения споров и состоит из представителей работников и работодателя, которые не имеют отношения к возникшим разногласиям, а также представителями госорганов. Если акт об урегулировании не будет подписан и в этом случае, то рабочие могут организовать забастовку.

Последняя инстанция, которая может быть использована в трудовых спорах,  - Третейский суд. Для этого необходимо направить исковое заявление в орган юстиции. Исковое заявление имеет стандартную форму, образец которой доступен в свободном доступе. Однако чтобы исковое заявление было принято на рассмотрение в суд, должны быть соблюдены некоторые условия, в частности:

  • заявление должно касаться только гражданско-правовых споров;
  • между участниками спора должно быть подписано третейское соглашение об обращении в судебную инстанцию;
  • ФЗ не должно накладывать ограничения на рассмотрения иска посредством Третейского суда.

Таким образом, урегулирование трудовых споров происходит различными путями, которые позволят полностью соблюсти права и интересы всех сторон коллективного договора.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут