Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.
Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.
Кто может быть сторонами социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.
Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.
Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.
Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.
Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.
Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.
Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.
Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.
Стороны социального партнерства: понятие
В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон. Различают определенные формы социального партнерства. В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.
Система социального партнерства имеет несколько уровней:
- федеральный;
- региональный;
- отраслевой;
- территориальный;
- уровень предприятия.
На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.
Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.
Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.
Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:
- стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
- Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
- Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
- Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
- Соблюдение сторонами норм законодательства.
- Наделение сторон необходимыми полномочиями.
- Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
- Реальность накладываемых обязательств.
- Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
- Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
- Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.
Права и обязанности работников
Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:
- заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
- получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
- рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
- получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
- отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
- получать все необходимые данные об условиях труда;
- повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
- иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
- участвовать в управлении предприятием согласно закону;
- вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
- иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
- разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
- рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
- получать социальное страхование.
Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:
- выполнять свои трудовые функции;
- гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
- соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
- выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
- беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
- ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.
Правомочия работодателей
Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:
- оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
- соблюдать все нормы трудового законодательства;
- обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
- оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
- проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
- рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
- гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
- обеспечивать работникам необходимые условия труда;
- компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.
В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:
- заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
- требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
- требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
- вознаграждать за хорошо выполненную работу;
- проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
- защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
- проводить необходимые коллективные переговоры;
- создавать внутренние документы организации.