Организационные формы ученичества
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Организационные формы ученичества

Организационные формы ученичества

Обучение сотрудников на рабочем месте предполагает образовательный процесс во время выполнения работы в стандартных рабочих ситуациях. Такие методы обучения отличаются гибкостью.


Ученичество организуется в форме курсового, бригадного и индивидуального обучения. Возможны и иные формы, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации или нормативно-правовыми актами локального значения.

Такие формы ученичества подразумевают обучение в пределах организации. Образовательный процесс предполагает усвоение сотрудниками теоретического материала, а также освоение ряда практических навыков, необходимых для реализации трудовой деятельности в пределах данной организации.

Обучение в процессе работы

Обучение сотрудников на рабочем месте предполагает образовательный процесс во время выполнения работы в стандартных рабочих ситуациях. Такие методы обучения отличаются гибкостью, адаптивностью и эффективностью.

Можно выделить несколько основных моделей обучения сотрудников в процессе работы:

  • учебное руководство;
  • делегирование полномочий;
  • метод наставничества;
  • опытное обучение;
  • метод близнецов.

Обучение сотрудников в ходе рабочего процесса отличается максимальной наглядностью. Ученик может изучить все тонкости рабочего процесса и получить оптимальный набор профессиональных практических навыков. Но этот способ обучения характеризуется недостатком получения теоретических знаний, поэтому его нужно дополнять самостоятельным изучением материала.

Обучение вне рабочего процесса

Такой способ обучения реализуется вне пределов рабочего места. Он реализуется при помощи внешних структур. К преимуществам этого способа обучения следует отнести:

  • нейтральность учебной обстановки;
  • применение современного оборудования;
  • высокий уровень организации образовательного процесса.

Не всегда организация может позволить себе реализовать обучение сотрудников вне рабочего места, так как такой образовательный процесс является довольно дорогостоящим. К основным методам обучения вне рабочего процесса следует отнести:

  • лекционные занятия;
  • семинары;
  • деловые игры;
  • метод моделирования.

Эти методы образовательного процесса позволят получить хорошие теоретические знания и освоить моделирование различных рабочих ситуаций, что облегчит решение проблемных вопросов в дельнейшем.

Сочетание обучения вне рабочего места и на рабочем месте может быть реализовано по желанию работодателя.

Эта форма образовательного процесса позволяет сотруднику в полной мере изучить теоретические основы профессии и освоить основные практические навыки. Такое обучение является оптимальным, но не всегда может быть реализовано в пределах организации.

Особенности различных форм обучения

Индивидуальная форма обучения подразумевает самостоятельное освоение сотрудником курса теоретических знаний по определенной профессии, специализации или квалификационной категории. Такая форма обучения предполагает возможность консультации с квалифицированными преподавателями, являющимися сотрудниками организации. Эти сотрудники должны осуществлять руководство производственным обучением сотрудников-учеников.

Образовательный процесс реализуется на рабочем месте, в этом случае инструктирующий работник не освобождается от выполнения трудовых обязательств.

При определении продолжительности обучения в данной форме учитываются такие факторы, как возраст ученика, уровень его профессиональной подготовки на данный момент, состояние здоровья и прочие показатели, способные оказать влияние на рабочий режим в конкретном случае.

При обучении в бригадной форме происходит объединение обучающихся в специальные группы. Эта форма образовательного процесса может быть реализована как на рабочем месте, так и в учебных группах на определенных базах материально-технического обеспечения.

Курсовая форма образовательного процесса может быть реализована в случае освоения сотрудником сложной профессии. Такая форма обучения характеризуется спектром преимуществ, в число которых входят:

  • высокий уровень организованности;
  • возможность обучения в пределах лучших учебно-производственных баз;
  • квалифицированные преподаватели;
  • получение полного теоретического материала;
  • оптимальная продолжительность.

Курсовое обучение сотрудник может проходить на курсах, которые организованы по месту работы, в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах и учебных центрах. Статья 202 Трудового Кодекса Российской Федерации перечисляет основные формы обучения сотрудников, однако, применяются и иные формы, которые соответствуют особенностям определенных профессий. После окончания обучения сотрудник сдает зачеты или экзамены.

Работодатель может направлять сотрудника на обучение в институты или на факультеты повышения квалификации. Такое обучение предполагает заключение соглашения между работодателем и сотрудником.

Стоит отметить, что во время обучения сотрудники не привлекаются к сверхурочным работам, не направляются в командировки, за исключением случаев, когда этого требует ученичество. Работодатель или полностью освобождает сотрудника от трудовой деятельности на время обучения, или переводит его на неполный рабочий день. Такой подход позволяет создать подходящие условия для непрерывного образовательного процесса и повысить качество обучения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут