Нормативно-правовая база
Сроки, условия (государственная пошлина), основания для отказа, судебный порядок рассмотрения жалоб и восстановления прав регламентированы нормами процессуальных законодательных актов, а именно ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и т.д.
Что касается обжалования постановлений, а также незаконных действий (нарушений) либо бездействия сотрудников налоговых органов, то процедура рассмотрения жалоб подобного рода с последующим восстановлением прав налогоплательщиков, как правило, осуществляется:
- в соответствии с 7 разделом НК РФ, в частности с нормами 19 и 20 главы данного нормативно-правового акта;
- согласно нормам других процессуальных законодательных актов, в арбитражном порядке.
Помимо условий и правил, согласно которым граждане реализуют свое право на обжалование, вышеперечисленные главы НК РФ содержат информацию о месте рассмотрения жалобы, ее форме и содержании, размере пошлины, а также об основаниях для отказа в ее принятии и последующего возврата (оставления ходатайства без рассмотрения, его отложение).
Понятие и суть жалобы (апелляционной жалобы)
Основным отличием простой жалобы от апелляционной является тот факт, что предмет оспаривания первого ходатайства – это налоговый акт, вступивший в законную силу, а также неправомерные налоговые операции должностных лиц.
Во втором же случае, обжалованию подлежит решение о привлечении (не привлечении, снятии) к ответственности должностных лиц налогового органа за совершение неправомерных действий или постановление противоправных актов, не вступившее в законную силу.
Административный и судебный порядок рассмотрения жалоб
Каждый гражданин (организация), чье право было нарушено должностными лицами налоговых органов, имеет право на подачу частной или коллективной письменной жалобы с целью обжалования неправомерного постановления после его принятия, а также восстановления своих прав.
Согласно Налоговому кодексу РФ восстановление нарушенных прав пострадавшей от нарушения стороны производится при ее участии тремя способами:
- посредством подачи письменной частной жалобы или апелляционного заявления с материалами по делу в вышестоящий орган налоговой службы;
- в судебном порядке. Судебное рассмотрение частной письменной жалобы, оплата пошлины, а также отказ в рассмотрении осуществляется по правилам, установленным процессуальными нормативно-правовыми актами, а также в соответствии с НК РФ;
- рассмотрение жалобы прокуратурой.
В случае обжалования налогового акта посредством обращения в вышестоящий орган, заявитель вправе остановить процедуру рассмотрения жалобы, направив новое письменное заявление об отзыве ходатайства и его возврате в соответствующий орган.
Правила отзыва и возврата частной жалобы:
- отозвать ходатайство гражданин (организация) вправе до даты принятия решения. В результате чего после принятия решения возврат частной жалобы или отложение даты ее рассмотрения не допускается;
- законом допускается отзыв частной жалобы гражданином как полностью, так и частично (при обжаловании отдельных пунктов налогового акта).
Процедура восстановления прав путем административного обжалования решения налоговых органов
Вышестоящие налоговые органы представлены следующими структурами:
1. Управлением ФНС РФ соответствующего субъекта федерации (в случае обжалования постановления, действий и бездействий должностных лиц налоговых инспекций);
2. Федеральной налоговой службой (в случае обжалования решений, принятых должностными лицами Управлений налоговой службы);
3. Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по Сибирскому округу (при обжаловании налоговых действий должностных лиц Управления ФНС РФ, функционирующего на территории Республики Алтай).
Следует отметить, что факт обращения лица в вышестоящий налоговый орган с ходатайством, предназначением которого является обжалование нарушения в виде неправомерных актов должностных лиц, и материалами по делу не является основанием для приостановления их действий или отложения даты выполнения налоговых операций.
Однако в некоторых случаях, при наличии достоверных и относимых доказательств того, что принятое должностным лицом налогового органа решение полностью не соответствует действительному законодательству РФ, приостановление его действия или отложение даты его исполнения является возможным.
Вышестоящий орган, который при рассмотрении частной жалобы принял решение о разрешении приостановления или отложения действия неправомерного постановления или выполнения незаконной налоговой операции, обязан уведомить об этом заявителя в срок, не превышающий трех дней.
Отсчет установленного законом периода начинается с момента принятия такого решения.
Особенности процедуры судебного рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) в арбитражном порядке
Обжалование нарушений, а также неправомерных решений должностных лиц налоговых органов через Арбитражный суд осуществляется согласно следующим правилам:
1. Этапу предварительного судебного рассмотрения ходатайства, как правило, предшествует административное обжалование решения или постановления при участии гражданина (пострадавшей от нарушения стороны), посредством его обращения в вышестоящие налоговые органы с материалами по делу.
При этом досудебный порядок обжалования налоговых действий считается соблюденным и в том случае, если поданное в соответствующие органы ходатайство не было своевременно рассмотрено либо решение по нему не было принято вообще (отказ в рассмотрении дела);
2. Судебное обжалование налоговых постановлений, а также неправомерных действий и бездействий должностных лиц налоговых органов является основанием для разрешения приостановления или отложения исполнения принятого решения или выполнения обжалуемых налоговых операций;
3. Одним из условий предварительного рассмотрения ходатайства и проведения заседания является оплата пошлины (размер пошлины установлен НК РФ).
Сроки подачи жалоб, в том числе и в порядке апелляции
Жалоба с материалами дела, в том числе и апелляционная, подается при участии налогоплательщика в тот же орган, постановление или действие которого подлежит обжалованию.
В свою очередь сотрудники данного органа обязаны передать документ с материалами дела в вышестоящий налоговый орган для последующего рассмотрения на заседании. Отведенный для выполнения этого действия срок составляет 3 дня.
Возможностью обжаловать неправомерный налоговый акт, действие или бездействие должностного лица налогового органа гражданин может воспользоваться в течение 12 месяцев с момента, когда ему стало известно о том, что его права нарушены.
После истечение этого срока, он считается пропущенным, что является основанием для отказа в рассмотрении жалобы и в проведении заседания.
Жалоба (апелляционная жалоба) предметом которой является оспаривание нарушения или решения относительно привлечения (не привлечения, снятия) должностных лиц налоговых органов к ответственности, после его вступления в законную силу, может быть оспорена на протяжении года с момента принятия оспариваемого решения.
Если в силу наличия уважительных и подтвержденных документально причин установленный законом период подачи частной жалобы, в том числе и апелляционной, был пропущен, во избежание отказа необходимо дополнительно предоставить новое ходатайство о восстановлении срока.
С разрешения (приказа) уполномоченного органа срок может подлежать восстановлению после предварительного рассмотрения причин пропуска.
Результат рассмотрения ходатайства
По итогам предварительного рассмотрения жалобы с материалами дела вышестоящий налоговый орган вправе отменить неправомерное постановление, а также принять новое решение (приказ) о привлечении правонарушителей к ответственности в соответствии с исполнительным законодательством, снятии с должности.
На его принятие законом отводится срок в один месяц. Срок можно продлить при участии и с разрешения (приказа) руководителя налогового органа, как правило, еще на 30 дней при наличии таких обстоятельств:
- гражданин (организация), чьи права нарушены, подал новые материалы по делу, в результате чего потребуется продление установленного срока;
- во время рассмотрения частной жалобы вышестоящим органом был направлен запрос (приказ) в нижестоящий о предоставлении новых документов, необходимых для более детального изучения дела.
Основания для отказа в рассмотрении жалобы (возврата жалобы), ее отложения
Согласно предписаниям НК РФ ходатайство, предметом которого является обжалование неправомерных постановлений должностных лиц налоговых органов, может быть оставлено без рассмотрения при наличии следующих оснований:
- оставление без рассмотрения, если документ не соответствует установленным процессуальными законами требованиям. К примеру, после текста частной или коллективной жалобы отсутствует подпись заявителя/заявителей, дата обращения. Отсутствие обязательных элементов является основанием для ее возврата или отложения;
- если от имени заявителя выступает его представитель, полномочия которого не имеют документального подтверждения (отсутствие доверенности – основание для возврата жалобы, отказа в ее рассмотрении, оставлении ходатайства без рассмотрения);
- заявителем пропущен срок, установленный для подачи ходатайства (если заявление о восстановлении срока отсутствует, возврат жалобы, (апелляционной жалобы), ее отложение и как результат отказ в рассмотрении не исключен);
- заявитель отозвал жалобу полностью или частично (в случае отзыва до даты принятия решения). Если заявление на возврат жалобы, в том числе и апелляционной, подано после даты принятия решения по ней, оно в результате остается без рассмотрения;
- жалоба, поданная гражданином (организацией) на аналогичных основаниях, уже была предоставлена для рассмотрения соответствующим органом ранее, поэтому последующая подлежит возврату (результат - отказ в рассмотрении, его отложение).
Принятие решения после рассмотрения жалобы, возможный результат
После рассмотрения жалобы с материалами дела вышестоящим органом налоговой службы на заседании может быть принято одно из следующих решений:
- полностью отменить решение, неправомерно принятое должностным лицом налогового органа в отношении гражданина (организации);
- частично отменить решение налогового органа;
- оставить ходатайство без удовлетворения;
- отменить постановление налогового органа и принять новое;
- признать незаконность и неправомерность налоговых операций, выполненных должностными лицами налоговых органов.