Понятие жалобы
Закон позволяет налогоплательщику подать жалобу на действия (бездействия) должностных лиц данного органа, а также изданные им акты ненормативного характера. Данная процедура регулируется статьей 138 НК РФ.
Положениями данной статьи предусмотрена возможность для лица, которое считает, что действия должностных лиц, принятое налоговым органом решение или другой ненормативный акт нарушает его права, обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой.
Такой порядок урегулирования спора обязательно должен предшествовать обращению в суд.
Жалобой в соответствии с положениями статьи 138 НК РФ является обращение в налоговый орган с целью обжаловать акты налогового органа, которые вступили в силу, а также действия его должностных лиц или их бездействие.
В жалобе должны быть указаны:
- сведения о лице, которое ее подает, а также его представителе, если он уполномочен предоставить жалобу налоговому органу;
- сведения о налоговом органе, чей акт или действия должностных лиц обжалуются;
- четко описан предмет жалобы;
- приведены основания, которые дают возможность ее заявителю считать, что его права нарушены со ссылками на нормативные акты;
- приложениями к жалобе могут быть документы, которые подтверждают позицию ее предъявителя.
Понятие апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба представляет собой обращение в налоговый орган, предметом которого является обжалование решения налогового органа, которое не вступило в силу.
Содержание и форму, в которой должна составляться жалоба (апелляционная жалоба) устанавливает ст. 139.2 НК РФ. В соответствии с ее требованиями:
- жалоба (апелляционная жалоба) составляется письменно и подписывается лично лицо, которое ее составило;
- подается она через налоговый орган, действия должностных лиц которого или ненормативные акты обжалуются;
- налоговый орган, принявший жалобу должен в течение трех дней перенаправить жалобу вышестоящему органу.
Обжалование актов
Основное правило обжалования ненормативных актов налогового органа, а также действий его должностных лиц заключается в том, что обжаловать их в судебном порядке можно только после того, как они обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Исключением из этого правила является обжалование актов ФНС, которые могут обжаловаться только в судебном порядке, поскольку по отношению к ФНС отсутствуют вышестоящие органы.
Самостоятельным объектом для обжалования может являться ненормативный акт, который принят по жалобе, если он является новым решением либо была нарушена процедура принятия или вышестоящий орган вышел за пределы компетенции.
Если досудебная процедура соблюдена, налогоплательщик получает право обратиться в суд с имущественными требованиями и обязать инспекцию возвратить излишне уплаченные налоги.
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения
Факт того, что в вышестоящий налоговый орган подана жалоба или апелляционная жалоба не является основанием приостановить обжалуемый акт или действия должностного лица.
Таким образом, после подачи жалобы приостановление исполнения решения не произойдет. Для этой цели необходима подача отдельного заявления, которое должно быть подано вместе с жалобой. К заявлению необходимо приложить банковскую гарантию.
Налоговый орган, который рассматривает жалобу, на протяжении 5 дней после ее получения должен принять одно из таких решений:
- приостановить обжалуемое решение;
- отказать в его приостановлении.
О своем решении вышестоящий налоговый орган должен письменно уведомить лицо, подавшее заявление на протяжении трех дней с момента его принятия.
Решение, приостановившее исполнение обжалуемого решения будет действовать до того момента, пока компетентным налоговым органом не будет рассмотрена жалоба.
Удовлетворение заявления с просьбой приостановить действие решения не позволит налоговому органу:
- требовать уплаты доначисленных налогов, а также штрафов и пени;
- производитель взыскание в безакцептном порядке;
- блокировать банковские счета;
- совершать любые другие действия, которые основываются на вступившем в силу решении.
Если банковские счета заявителя уже арестованы или в отношении него выставлено инкассовое поручение, после удовлетворения заявления налоговый орган должен приостановить их действия.
Приостановить уже принятые налоговым органом меры, направленные на исполнение обжалуемого решения, нельзя.
Особенности требований к банковской гарантии
К заявлению с требованием приостановить исполнение обжалуемого решения, которое подается вместе с жалобой, должна быть приложена банковская гарантия, которая подтверждает обязательства банка уплатить налоги и штрафные санкции, не уплаченные по обжалуемому решению.
Требования к такой банковской гарантии устанавливает статья 74 НК РФ. Согласно ее положений банковской гарантии в данном случае присущи следующие особенности:
- срок ее действия не может быть меньше 6 месяцев с момента подачи заявления;
- сумма, на которую она выдана должна полностью покрывать размер неуплаченного налога, штрафов и пени.
Решения налогового органа, рассматривающего жалобу
Решение по итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа привлечь налогоплательщика к ответственности, которое принималось в порядке ст. 101 НК РФ, вышестоящий орган принимает на протяжении одного месяца с момента, когда получена жалоба (апелляционная жалоба).
Порядок обжалования действий и актов налоговых органов, установленный действующим законодательством, предусматривает возможность продлить данный срок до того момента, пока от нижестоящего органа не будут получены все необходимые для ее рассмотрения документы или пока лицо, которым подана жалоба (апелляционная жалоба) не предоставит дополнительные документы. Однако продление срока не может превышать 1 месяц.
Решение о приостановлении исполнения решения
Порядок обжалования судебных решений предусматривает возможность приостановить исполнение решения.
Принять такое решение может вышестоящий налоговый орган, после рассмотрения заявления налогоплательщика в том случае если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемое решение противоречит действующему законодательству РФ.
Приостановить обжалуемое решение можно полностью или частично, о чем лицо, подавшее жалобу, уведомляется в трехдневный срок. Частичное приостановление возможно в случае если ненормативный акт налогового органа обжалуется в определенной части.
По инициативе налогового органа такое решение приниматься не может, для его принятия необходимо обращение налогоплательщика с соответствующей просьбой.
Повторное обращение с жалобой
Апелляционная жалоба может быть подана повторно. Такую возможность закрепляет пункт 6 ст. 138 НК РФ. Повторное обжалование актов налоговых органов проводится в общие сроки, которые установлены для подачи жалобы.
Основанием обратиться с жалобой повторно может стать оставление ее без рассмотрения в порядке статьи 139. 3 НК РФ.
Повторное обращение закон запрещает только в случае полного или частичного отзыва предыдущей жалобы, в случае если она подавалась по тем же основаниям.
Отзыв жалобы
Пункт 7 статьи 138 НК РФ предусматривает возможность произвести отзыв жалобы. Сделать это может лицо, которое ее подавало до момента пока решение не принято. Отзыв жалобы может быть полным или частичным.
Произвести отзыв жалобы можно, подав соответствующее заявление в налоговый орган, который рассматривает жалобы. Выяснить мотивы по которым жалоба отзывается налоговый орган не должен.
Если Жалоба (апелляционная жалоба) отозвана, право обратиться повторно по тем же основаниям налогоплательщик утрачивает.
Особенно это существенно на этапе, когда производится досудебное обжалование актов налоговых органов, поскольку отозвав жалобу налогоплательщика лишается права на обращение в суд, поскольку порядок досудебного урегулирования спора в данном случае будет считаться не соблюденным.
Однако это не лишает его возможности обратиться с повторной жалобой по другим основаниям.
Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов, в котором урегулируются данные споры, будет считаться с соблюденным даже если решение по апелляционной жалобе не будет принято вышестоящим налоговым органом в сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс.