Реализация права налогоплательщиков на подачу жалобы (апелляционной жалобы)
Обжаловать неправомерное постановление налогового органа можно путем подачи частной или коллективной жалобы:
- в вышестоящий орган налоговой службы;
- в судебном порядке.
НК РФ установлен порядок, согласно которому пострадавшая от нарушения сторона может обратиться в вышестоящий налоговый орган для восстановления своих прав.
Сделать это можно посредством подачи частной (коллективной) жалобы через тот орган, правомерность действий которого подлежит обжалованию. В соответствии с налоговым законодательством уполномоченное лицо, принявшее жалобу, обязано в течение 3 дней передать документ на рассмотрение вышестоящим органом.
Порядок обжалования неправомерных действий и противоправных налоговых актов (постановлений) через суд регламентирован нормами процессуального законодательства, а именно АПК РФ, ГПК РФ, а также НК РФ.
Согласно данным нормативно-правовым актам заявление, предметом которого является обжалование нарушений должностных лиц налоговой службы, должно соответствовать требованиям, установленным процессуальными нормами.
Невыполнения данного условия является основанием для отказа в рассмотрении иска или оставлении заявления без рассмотрения.
Основания для оставления жалобы, в том числе и апелляционной, без рассмотрения
1. Подача жалобы (апелляционной жалобы) с пропуском срока.
Согласно НК РФ одной из причин для оставления вышестоящим налоговым органом заявления (апелляционной жалобы) без рассмотрения и принятия соответствующего определения является несвоевременная подача документа, то есть с того момента, когда пострадавшая сторона узнала о том, что ее право нарушено прошел период, превышающий 12 месяцев.
В соответствии с законодательством на обжалование неправомерных постановлений и действий налоговых органов отводится год, в течение которого налогоплательщик может обратиться в соответствующий орган за восстановлением своих нарушенных прав.
Исключение составляют случаи, когда причиной пропуска установленного срока является наличие уважительных и документально подтвержденных причин (болезнь заявителя, пребывание в длительной командировке и т.д.).
Тогда вместе с жалобой, срок исковой давности по которой пропущен, необходимо подать ходатайство о восстановлении срока и приложить доказательства, обосновывающие причины пропуска (справка из медучреждения, справка с работы и прочие материалы).
По решению (определению) руководителя налогового органа срок может быть продлен.
2. Несоответствие заявления (апелляционной жалобы) процессуальным требованиям.
Согласно процессуальному законодательству заявление (апелляционная жалоба) должна соответствовать установленным требованиям. Так, обязательным является:
- наличие подписи заявителя или уполномоченного лица;
- предоставление вместе с жалобой корректно оформленных документов, удостоверяющих полномочия представителя, если последний выступает от имени и в интересах заявителя.
Отсутствие нотариально удостоверенной доверенности, а также подписи заявителя, является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Следует отметить, что оставление заявления без рассмотрения с последующим принятием соответствующего определения на основании вышеперечисленных обстоятельств (отсутствие подписи или доверенности, пропуск срока) не препятствует повторному обращению лица с этой же жалобой.
Если в течение установленного периода недочеты, по причине наличия которых было принято определение об оставлении заявления без рассмотрения, устраняются, заявитель вправе повторно подать жалобу.
3. Отзыв частной (коллективной) жалобы заявителем.
Согласно Налоговому кодексу заявитель вправе отозвать жалобу на постановление налогового органа путем подачи соответствующего ходатайства. Сделать это следует до момента принятия решения. Добровольный отзыв иска заявителем лишает его возможности повторного обращения.
Также причиной оставления заявления без рассмотрения и принятия соответствующего определения может быть тот факт, что в налоговый орган ранее уже была подана жалоба на тех же основаниях.
Данный перечень оснований, согласно которым вышестоящий налоговый орган вправе отказать в рассмотрении ходатайства и оставить заявление без рассмотрения, является исчерпывающим.
Порядок принятия определения об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
Процедура рассмотрения иска (апелляционной жалобы) установлена НК РФ и осуществляется в следующем порядке:
1. Подача заявления (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган налогоплательщиком;
2. В случае наличия оснований вышестоящий налоговый орган принимает определение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 5 дней с момента обращения;
3. Уведомление заявителя об определении осуществляется в срок, не превышающий трех дней с момента его принятия в письменной форме.