Объект правонарушения
Невыполнение указанных обязанностей может повлечь существенные затруднений при осуществлении налогового контроля.
С целью избежать этого, законодатель защитил такие объекты правоотношений, установив ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК.
Как и в других отраслях законодательства, в качестве такового выступают правоотношения в той или иной сфере. Они подлежат особой защите со стороны государства.
В случае со ст. 129.1 НК, указанные объекты правоотношений связаны с фискальной сферой. Нарушитель чинит препятствия, осложняющие деятельность налоговых органов по анализу необходимой информации.
Вред заключается в том, что контролирующие структуры утрачивают инструментарий для отслеживания правомерности поведения налогоплательщиков. Имея недостаточно данных, установить факты иных нарушений становится сложнее.
Субъект правонарушения
Состав субъектов этого нарушения является как общим, так и специальным.
Если речь идет о ч. 1 и 2 ст. 129.1 НК, то возникновение ответственности возможно у всех налогоплательщиков, обязанных направлять сведения налоговикам. Речь идет о физических лицах, которым на момент нарушения исполнилось 16 лет, а также обо всех организациях.
Они могут быть не только налогоплательщиками, но и агентами. Указанные нормы предусматривают ответственность любого обязанного лица. Эти требования позволяют говорить о возможности наложения взыскания на должностных лиц различных органов, обязанных направлять информацию в налоговую инспекцию. В качестве примера выступает несообщение данных о рождении или о смерти граждан органами ЗАГСа.
Если дело рассматривается по ч. 2.1 ст. 129.1 НК, то круг потенциальных нарушителей существенно ограничен. В него входят иностранные организации, либо структуры, не образующие юрлица, которые являются налогоплательщиками по российскому закону.
Если речь идет о непредставлении сведений банками, то указанная статья к ним не применяется. В отношении этих структур используются специальные нормы, устанавливающие ответственность.
Чем отличается объективная сторона нарушения
Объективная сторона этого правонарушения не предусматривает наступления последствий. Это позволяет говорить о том, что оно является формальным.
Нарушение характеризуется бездействием обязанного субъекта. Альтернативой выступает действие с нарушением регламентированных сроков предоставления необходимых данных.
Ч. 1 ст. 129 НК отделяет сведения, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако с 2017 года будет предусмотрено исключение. Оно касается представления пояснений по вопросам ошибок в декларации, являющейся предметом камеральной налоговой проверки.
Несоблюдение 5-дневного срока, изложенного в требовании, будет являться основанием для привлечения к ответственности.
Учитывая формулировку ч. 1 ст. 129.1 НК, нарушение может совершаться как устно, так и письменно. Причиной такого толкования норм является то, что основанием ответственности выступает несообщение.
В отличие от непредставления, несообщение не предполагает исключительно документальную форму передачи сведений.
Ч. 2.1 ст. 129.1 НК подразумевает особые признаки. Помимо специального субъекта, она устанавливает частный случай несообщения информации. Соответствующая обязанность установлена в ч. 3.2 ст. 23 НК.
Указанные нормы предписывают иностранным организациям или структурам, не представляющим юрлицо, сообщать данные о своих учредителях, участниках, управляющих лицах, а также бенефициарах. Эта обязанность возникает в случаях, когда указанному субъекту принадлежит недвижимость в России, которая облагается налогом.
Чтобы привлечь к ответственности нарушителя, необходимо наличие в законе конкретной обязанности передать отдельно взятые сведения в определенный срок. Если отсутствует хотя бы один из указанных элементов, наложение взыскания будет неправомерным.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу может совершаться следующими способами:
- неисполнение указанной обязанности. Подразумеваются все случаи, когда ответственным лицом не совершены необходимые действия;
- исполнение этой обязанности с нарушением срока. Сведения сообщаются по прошествии периода, определенного правовыми нормами.
Особенности субъективной стороны
Закон предусматривает ответственность при наличии обеих форм виновного поведения нарушителя.
Оно может выражаться в умысле. Под ним понимается отношение нарушителя к своим действиям, которое характеризуется знанием о возможных последствиях и желанием их наступления. Эта форма вины бывает только в тех случаях, когда данные не сообщаются в налоговый орган.
Возможна и неосторожность. Под ней подразумевается виновное поведение нарушителя, отличающееся тем что он осознавал или должен был осознавать характер своих действий и не желал наступления их последствий.
Неосторожность возможна как при ненаправлении информации, так и при пропуске установленных для ее передачи сроков. Она может быть обусловлена недостаточной квалификацией ответственного персонала или его невнимательностью.
Привлечение к ответственности
Рассмотрение дела подразумевает соблюдение ряда процедур. Перед тем как принять решение о привлечении к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу, необходимо установить ряд обстоятельств.
Первая их группа включает изучение дела на предмет наличия факторов, исключающих вину. В их число входит действие непреодолимой силы и другие обстоятельства, которые не зависят от воли привлекаемого субъекта.
Наличие хотя бы одного из них влечет сокращение санкций, как минимум наполовину.
Ч. 1 ст. 129.1 НК устанавливает штраф, составляющий 5 тыс. рублей. Если нарушение совершено повторно, он составит 20 тыс. рублей. Таковыми считаются действия, которые имели место в течение календарного года. Если речь идет об одновременной ответственности за целый ряд эпизодов, то они не обладают признаками повторности.
Иной принцип установления наказания определен в ч.2.1 ст. 129.1 НК.
Расчет штрафа соответствует размеру налогового платежа в отношении находящегося в собственности недвижимого имущества.
Однако предусмотрен пропорциональный принцип его определения.
Если данные сообщены частично, то размер взыскания будет скорректирован сообразно доле участия того или иного лица в организации. Если не доли не предусмотрены, наказание назначается исходя из равного участия этих лиц.