Ответственность за нарушение публично-правовых функций банков в сфере налогообложения
Абсолютно каждая кредитная организация наделяется определенными правами и обязанностями, связанными с исполнением действующих положений налогового законодательства РФ.
В ходе осуществления своей непосредственной деятельности, у банковских организаций регулярно возникают публично правовые отношения в сфере налогообложения. Возникнуть они могут как в отношении физических, так и юридических лиц, которые являются налоговыми резидентами РФ.
Возникновение данных правовых отношений связано с регулярной деятельностью кредитных организаций – проведение различных финансовых операций, открытие и закрытие лицевого счета налогоплательщика, а также осуществление иных правомерных действий, которые относятся к функциям банковского учреждения.
В случае проявленных нарушений во время непосредственного осуществления публично-правовых функций кредитной организации, в отношении нее может быть установлена и применена определенная правовая ответственность.
Если нарушение непосредственно касается действующих налоговых норм и требований, санкция должна избираться уполномоченным налоговым органом.
Элементы понятия «банк»
Любая банковская организация представляет собой особую систему с установленным финансовым порядком, этапами и целями функционирования, а также иными нюансами, которые непосредственно касаются действующих норм налогового законодательства РФ.
Банковская система никогда не будет являться случайным набором определенных элементов, в нее нельзя включать новые элементы, исключая старые.
Существующая банковская система может включать в себя несколько основных элементов:
- централизованная банковская система. Именно она обеспечивает выполнение основных задач, осуществляет постоянный контроль над работой других кредитных и банковских учреждений, обеспечивает максимально продуктивное функционирование данных организаций и вовремя устраняет имеющиеся недочеты;
- рыночная банковская система – осуществляет постоянный контроль и мониторинг текущих рыночных цен, занимается заключением необходимых договоров кредитных и банковских организаций, устанавливает порядок ведения и сравнения динамики цен, а также осуществляет иные требуемые полномочия;
- система переходного периода – может содержать в себе признаки и функции двух вышеуказанных банковских систем РФ.
Каждый из данных элементов имеет важнейшее значение в существующей банковской системе. Он наделен отдельными функциями и полномочиями, определенным порядком ведения и осуществления своей деятельности.
Лицензии, выдаваемые Банком России
В полномочия действующего Банка России, как основной централизованной и главной банковской системы, входят права по выдачи определенных лицензий клиентам – юридическим и физическим лицам.
Лицензии, которые выдаются в данной организации банковского типа, в обязательном порядке, должны быть занесены и учтены в соответствующем реестре учреждения. Данный реестр банковского бюджетного учреждения должен постоянно публиковаться в официальном источнике Банка России.
Если выданная лицензия касается определенных полномочий на проведение тех или иных банковских и кредитных операций, виды данных операций и иные сведения обязательно должны быть отражены в выдаваемой клиентам лицензии. Порядок ведения реестра банковских и кредитных организаций установлен действующими законодательными нормами и нормативно-правовыми актами РФ.
Лицензии на право ведения определенных банковских и кредитных операций клиентов являются бессрочными, то есть выдаются без указания непосредственного окончания срока действия.
В том случае, если юридическим, либо физическим лицом были осуществлены определенные операции, виды которых предусматривают обязательное наличие лицензии, но ее не имелось, в отношении данных лиц будет установлена определенная правовая ответственность.
Административные правонарушения должностных лиц банка
Виды ответственности должностных лиц, являющихся официальными сотрудниками кредитных банковских организаций, предусмотрены действующим законодательством РФ. При этом административные нарушения данных лиц бюджетного кредитного учреждения могут быть выражены как в определенных неправомерных действиях, так и в проявленном ими бездействии, которое также повлечет за собой определенную ответственность.
Виды основных юридических правонарушений, носящих административный характер, включают в себя:
- нарушение условий представления услуг банковского учреждения и ведения отчетности;
- факт получения взятки от клиентов – юридических или физических лиц;
- утрата документов, результатом которой стало наступление негативных последствий для организации или учреждения;
- неправомерное открытие лицевого счета клиентов бюджетного учреждения и т.д.
Ответственность по всем вышеуказанным административным правонарушениям будет применена в отношении должностных лиц кредитных организаций только в том случае, если факт нарушения действительно будет доказан и подкреплен соответствующими документальными подтверждениями. В противном случае, установление ответственности будет неправомерным.
Элементы понятия «счет» и порядок открытия счета
Понятие банковского лицевого счета в РФ представляет собой особый документ, выдаваемый клиентам банковской организации. Основной функцией бюджетного лицевого счета кредитных организаций можно назвать отражение финансовых обязательств данного учреждения перед физическим, либо юридическим лицом – резидентами РФ.
Для правомерности понятия банковского лицевого счета характерно наличие четырех главных элементов:
- банковский счет кредитного или бюджетного учреждения был создан для непосредственного ведения учета денежных операций и средств;
- банковский счет всегда открывается и ведется в уполномоченных кредитных организациях;
- правовое обоснование банковского лицевого счета и все юридические положения закреплены в соответствующем договоре создания и ведения банковского счета и являются его непосредственным предметом;
- основное назначение открытого банковского лицевого счета заключается в отражении непосредственных кредитных обязательств учреждения перед своими клиентами – налоговыми резидентами РФ.
Действующий порядок открытия счетов регулируется нормами гражданского законодательства РФ, а также различными законами банковской деятельности.
Для открытия банковского лицевого счета физическому либо юридическому лицу, которые являются налоговыми резидентами РФ, необходимо явиться в кредитную организацию и подать соответствующее заявление. Вместе с заявлением банк попросит заинтересованных лиц представить и дополнительные документы. Их точных список будет зависеть от правовой формы данных лиц.
Например, если процедура открытия и ведения лицевого счета требуется индивидуальному предпринимателю, список необходимых документов будет несколько отличаться от списка, который установлен в отношении юридических лиц.
Дальнейший порядок открытия финансового расчетного счета в банке будет включать в себя рассмотрение всех представленных документов уполномоченным лицом и вынесение соответствующего решения об открытии лицевого счета, либо об отказе в данной операции, если на это существуют определенные причины.
Сведения, указываемые в Книге регистрации открытых счетов
Книга регистрации открытых резидентами и нерезидентами РФ счетов представляет собой определенный документальный реестр, в которые вносятся все важные сведения о существующих счетах лиц, особенностях их ведения и иных положениях. В соответствии с положениями действующего законодательства, список основных сведений будет выглядеть следующим образом:
- дата непосредственного открытия бюджетного счета тем или иным заинтересованным лицам, являющимися резидентами нашей страны;
- дата и номер соответствующего договора, который является правовым основанием для открытия бюджетного счета лицам, которые являются резидентами России;
- ФИО клиента, или его наименование, если счет был открыт юридическим лицам;
- точный вид банковского бюджетного или иного счета, каков открывается резидентами РФ;
- номер самого бюджетного или иного счета, а также установленный порядок и периодичность выдачи заинтересованным лицам выписок из него;
- точная дата, когда налоговой инспекции было сообщено о факте открытия бюджетного, либо иного счета налоговыми резидентами РФ;
- дата закрытия счета резидентами нашей страны и также сообщение о данном факте в налоговую инспекцию;
- иные сведения, которые будут иметь важное значение для дальнейшего ведения открытых счетов.
Последствия нарушения порядка открытия счета
Доказанный факт нарушения порядка открытия счета, каков был установлен действующим законодательством России, всегда повлечет за собой применение определенной меры ответственности, либо нескольких мер.
Как правило, нарушение банком порядка открытия счета приводит к установлению такого вида ответственности, как наложение денежного штрафа.
Данная ответственность может быть установлена только уполномоченным лицом и исключительно в случае наличия соответствующих доказательств. Как правило, данные доказательства могут быть найдены в ходе проверки, либо иного похожего мероприятия контроля.
Помимо этого, к банковской организации может быть применена и определенная административная ответственность, например, за несообщение, либо несвоевременное сообщение в уполномоченную налоговую инспекцию о факте открытия лицевых счетов за определенный временной период.
Конечная мера ответственности и последствия проявленных нарушений выбираются уполномоченным лицом в соответствии со степенью непосредственной тяжести правонарушения, а также иными дополнительными обстоятельствами.