Понятие «земельные правоотношения»
Под «земельными правоотношениями» понимают общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок с землей), распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.
Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а в результате ее использования человеком в процессе хозяйственной деятельности. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда используется человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.
Содержание земельных правоотношений – совокупность корреспондирующих (взаимосвязанных) прав и обязанностей их участников, реализуемых ими посредством совершения определенных действий или воздержания от их совершения.
В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» закреплено, что земельное законодательство закрепляет отношения по использованию и охране земель, недр, водных объектов, лесов, особо охраняемых природных территорий в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране земли и природных ресурсов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. В п. 3 указанной статьи ЗК РФ отмечается, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным и водным законодательством, специальными федеральными законами.
Ввиду того, что земля рассматривается законодателем одновременно и как природный объект, природный ресурс, используемые как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории России, и как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю, то земельные отношения тесно связаны с нормами других отраслей права.
Особого внимания требует изучение вопроса о соотношении земельного и гражданского законодательства. В целом, исходя из предмета регулирования гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ) (далее – ГК РФ), которое определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, регулирует договорные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, можно сделать вывод о том, что осуществление прав на землю, а также совершение сделок с земельными участками относится к сфере гражданского законодательства. Данное утверждение находит свое подтверждение и в самих нормах ЗК РФ. Так, согласно п. 4 ст. 11 ЗК РФ при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на вновь образуемый земельный участник в соответствии с гражданским законодательством. Аналогичным образом положения п. 1 ст. 23 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЗК РФ не относит к предметам своего регулирования вопросы установления сервитута, находящегося в сфере гражданского права, ограничиваясь только публичным сервитутом.
На практике применяются положения как гражданского, так и земельного права. В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ, федеральными законами. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Элементы земельных правоотношений
К элементам земельных правоотношений относятся:
- субъекты правоотношения;
- объект правоотношения;
- содержание правоотношения (субъективные права и обязанности).
Субъекты и объекты земельных отношений
Субъекты земельных правоотношений определены в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». К ним относятся:
- граждане РФ;
- юридические лица;
- Российская Федерация;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков ограничены и определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.
Субъекты земельных правоотношений могут выступать в роли:
- собственников земельных участков – лиц, являющихся собственниками земельных участков;
- землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.
Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Положение о том, что земля может выступать в качестве объекта земельных отношений, нашло отражение как в ЗК РФ, так и в ряде федеральных законов. К таким отношениям относятся отношения, связанные с делением земель на категории (ст. 7 ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст. 12 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), использованием земель без предоставления земельных участков и установления сервитута (ст. 39 ЗК РФ), с мониторингом земель (ст. 67 ЗК РФ), мелиорации земель (ФЗ от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». Порча земель и невыполнение обязанности по рекультивации земель являются противоправными деяниями, за совершение которых предусматривается административная и уголовная ответственность (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ, ст. 254 УК РФ).
Содержание земельных правоотношений в области собственности на землю
Содержание земельных правоотношений – права и обязанности их участников (совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права). В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования земельные отношения приобрели новое содержание, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.
Содержание земельных правоотношений в области собственности на землю состоит из таких правомочий, как: владение, пользование и распоряжение землей (земельным участком). Присутствие трех правомочий говорит о том, что участник земельного правоотношения обладает земельным участком на праве собственности. В отличие от частной собственности правомочие распоряжения государственной собственностью на землю осуществляется в процессе деятельности уполномоченных государственных, муниципальных органов по управлению землей посредством принятия административного акта о предоставлении, изъятии земли, определении ее целевого назначения и т.п.
Правомочие владения землей – юридическое основание принадлежности того или иного земельного участка конкретному субъекту. С этим правомочием тесно связано право огораживать земельный участок, запрещать пользоваться им третьим лицам.
Правомочие пользования земельным участком состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участника земельных правоотношений и подразделяется на общие земельные права и обязанности, распространяющиеся на всех участников земельных правоотношений в области пользования землей независимо от категории земель и их целевого назначения.
С правомочием пользования землей при земельных правоотношениях тесно связано распоряжение землей, которое подразумевает организацию хозяйственного управления землей в целях создания необходимых условий для эффективного и рационального ее использования в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Охранительные земельные правоотношения, субъективные права и юридические обязанности участников определяются характером нарушений земельных прав и интересов, которые выступают в роли оснований возникновения конкретных видов охранительных правоотношений и определяют способ и порядок правового воздействия на нарушителей земельных прав.
Особенности земельных правоотношений
Особенности земельных правоотношений заключаются в следующем:
- собое содержание и предмет;
- особый субъектный состав;
- значительное число видов.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.
Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер (обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.);
Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ).
Как и для иных правоотношений, для земельных правоотношений характерно наличие следующих элементов:
- норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
- субъекты права (участники земельных отношений);
- объект права – индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
- содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
Виды правоотношений в области земельного права
В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению):
- регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.)
- правоохранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:
- в процессе сельскохозяйственного производства;
- при использовании земли в промышленности и строительстве;
- при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.
Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:
- по критерию содержания – на имущественные и неимущественные;
- по критерию определенности состава субъектов – на абсолютные и относительные;
- по степени взаимной обязанности их участников – на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.
На содержание земельных правоотношений влияют следующие факторы:
- особенности объекта земельного правоотношения;
- правовой статус субъектов земельных правоотношений;
- правовое регулирование тех видов отношений, которые составляют основу данного правоотношения.
Земельные правоотношения, как это уже отмечалось - общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм. Земельные правовые отношения, несомненно, обладают рядом специфических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.