Понятие "земельные правоотношения"
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 938-82-06
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Право на землю » Понятие "земельные правоотношения"

Понятие "земельные правоотношения"

В статье рассматриваются понятие "земельные правоотношения", их виды и особенности, а также основания возникновения, изменения и прекращения


Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Нормативное регулирование земельных правоотношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) (далее – ЗК РФ).

Нужна помощь юриста по земельным делам?
Проконсультируем по всем интересующим вопросам!

Понятие «земельные правоотношения»

Под «земельными правоотношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

В ст. 3 ЗК РФ "Отношения, регулируемые земельным законодательством" приводится определение «земельных отношений»: отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К таким отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 Элементы земельных правоотношений

- субъект правоотношения  –  лицо, которое вступает в правоотношения относительно определенного объекта (например, арендатор земельного участка);

- объект правоотношения – предмет, в отношении которого возникают отношения (например, земельный участок);

- содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и обязанностей, которые несут участники конкретного правоотношения (права и обязанности лица, получившего землю в бессрочное пользование).

Субъектами земельных правоотношений в соответствии со ст. 5 ЗК РФ "Участники земельных отношений" являются:

  • граждане;
  • юридические лица;
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

В п. 2 ст. 5 ЗК РФ закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков в РФ определяются в соответствии с ЗК РФ, специальными федеральными законами, иными нормативными актами (так, в п. 3 ст. 15  ЗК РФ названы случаи, когда указанные категории лиц не могут обладать земельными участками на праве собственности. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2001 г. №26 (в ред. от 11.04.2016 г.).

Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ "Объекты земельных отношений" являются:

  • земля, как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав Земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Особенности земельных правоотношений

Виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. Особенности земельных отношений:

  • непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
  • являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
  • являются сложными, комплексными отношениями, регулирование которых осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического права.

В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения. Например, гражданин обращается в органы местной власти с заявлением о выделении ему земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения – право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые, являясь различными по характеру, между тем, взаимосвязаны между собой.

В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные правоотношения являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение.

Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений

Земельные правоотношения необходимо рассматривать не только в статике, но и в динамике. Основанием возникновения, изменения и прекращения  земельных правоотношений являются юридические факты: а) события (не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин); б) действия (являются следствием волеизъявления человека, то есть изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Возникновение земельных правоотношений:

 Основания приобретения прав на земельные участки (в соответствии со ст. 8 ГК РФ):

1) договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

 2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;

3) судебное решение;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (например, при купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки).

Изменение земельных правоотношений:

1) в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств;

2) изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.

Прекращение земельных правоотношений:

- основанием прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина – собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка;

- основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд.

Прекращение земельных правоотношений может быть полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров.

В целом земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

кадастровый учет земельного участка

Какие документы должны быть представлены в земельную кадастровую палату для государственного кадастрового учета земельного участка? Спасибо.

Николай19.06.2019 15:22

Основной перечень документов для кадастрового учета земельного участка следующий:

  • паспорт;
  • документ-основание;
  • свидетельство на собственность;
  • геодезический план;
  • план межевания;
  • подтверждение внесения пошлины.

Подробнее можете уточните в регистрационной палате.

Сайботалов Вадим Владимирович
Сайботалов Вадим Владимирович19.06.2019 15:20
Согласна с коллегой.
20.06.2019 08:20

регистрация прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов

В каких случаях к отношениям учреждения юстиции и заявителей подлежит применению «Инструкция о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов»?

Николай18.06.2019 19:35

Добрый день! Приказом Минюста РФ и Минэкономразвития РФ от 5 декабря 2005 г. N 227/324 " указанная Вами инструкция утратила силу.

Федорова Любовь Петровна
Федорова Любовь Петровна18.06.2019 20:38

личное подсобное хозяйство

Правоотношения, по поводу земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, регулируются ЗК или ГК ? Спасибо за ответ

николай18.06.2019 18:00

Добрый день! 

 Согласно п.6 ст. 4 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (с изменениями и дополнениями)  Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В данном случае  имеются в виду вопросы оборотоспособности земли. Данные нормы изложенные в разный Федеральных законах не являются противоречащими и дополняют друг друга.

  ГК РФ Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав

  1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследованиереорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

 

  1. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

  

  1. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

 

 ЗК РФ Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 27 ЗК РФ

  1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательствоми настоящим Кодексом.
  2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

  1. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
  2. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

Правовой режим объектов гражданских прав, которые до 1 октября 2013 г. признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ) признаются ограниченными в обороте, сохраняется

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

  1. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

 

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

  1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

  1. Пункт 6настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

 

  1. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексомРоссийской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Сайботалов Вадим Владимирович
Сайботалов Вадим Владимирович18.06.2019 18:20

снос жилого дома для возведения дорожного полотна в сельском населенном пункте

Позвонил от лица администрации сельского населенного пункта и сообщили, что хотят снести бабушкин дом для прокладывания дороги в данном населенном пункте. 10-15 лет назад был заключен договор долгосрочной аренды на 49 лет с бабушкой, бабушка умерла. В наследство ни кто не вступал. В доме доли 2 детей (взрослых). Правомочна ли администрация снести дом, если да то какие основания? Если нет, на что можно опереться в плане законодательства?

Людмила30.10.2018 22:22

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Дубровина Светлана Борисовна
Дубровина Светлана Борисовна31.10.2018 08:20
Согласна с коллегой.
01.11.2018 00:00

б) два собственника заключили между собой договор частного сервитута; в) прокурор выявил нарушения закона в деятельности инспекции государственного земельного контроля; г) стихийное бедствие, послужившее основанием для решения о реквизиции земельного учас

б) два собственника заключили между собой договор частного сервитута; в) прокурор выявил нарушения закона в деятельности инспекции государственного земельного контроля; г) стихийное бедствие, послужившее основанием для решения о реквизиции земельного участка? Возникновение каких видов земельных правоотношений обусловливают следующие ситуации: а) инспектор государственного земельного контроля выявил нарушения земельного законодательства у собственника земельного участка

Людмила29.10.2018 21:05

Здравствуйте! а) инспектор государственного земельного контроля выявил нарушения земельного законодательства у собственника земельного участка - охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности б) два собственника заключили между собой договор частного сервитута - регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий  в) прокурор выявил нарушения закона в деятельности инспекции государственного земельного контроля - охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности г) стихийное бедствие, послужившее основанием для решения о реквизиции земельного участка регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Сазонов Сергей Владимирович
Сазонов Сергей Владимирович30.10.2018 10:36
Так и есть.
31.10.2018 10:17

Земельные или не земельные отношения

Местная администрация издала распоряжение о проведении общественных слушаний по поводу включения села целиком в состав одного субъекта РФ, т.к. село расположено по обеим берегам реки, а граница между субъектами РФ проходит по этой реке.

Наталья07.10.2018 20:19

Добрый день! Согласно ст 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Согласно ст 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума. Это гражданские правоотношения.

Карпов Михаил Викторович
Карпов Михаил Викторович08.10.2018 10:04
Да, всё верно.
09.10.2018 07:09