Понятие несоответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах Кодексу
Соответствие Налоговому кодексу – обязательное и главное требование, которое предъявляется к регуляторным актам, регулирующим законодательство о налогах и сборах на всех трех уровнях (федеральных законов, законодательства субъектов РФ, НПА о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления). Такое же требование применяется к подзаконным актам, которые выступают как источники налогового права.
Вышеуказанные требования касаются нормативно-правовых актов, которые принимает правительство РФ, МФ России, Федеральная таможенная служба, а также различные финансовые органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Это означает что НПА, регулирующие налоговые отношения, должны приниматься исключительно компетентными органами исполнительной власти, при обязательном выполнении для принятых актов требований, установленных Налоговым кодексом.
Такое понятие, как несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу, в первую очередь, основывается на правилах, которые устанавливает статья 4 Налогового кодекса. Это касается принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок разрешения всех связанных с налогообложением вопросов. Главным является требование о принятии любых нормативно-правовых актов только уполномоченными органами, обладающими соответствующей компетенцией, в тех рамках, которые устанавливает налоговое законодательство. При этом установлено требование о недопустимости изменять или дополнять законы о налогах и сборах действиями принятых актов.
Условия признания несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах Кодексу
Положениями пункта 1 статьи 6 установлен полный перечень правовых оснований, которые позволяют установить несоответствие НПА о налогах и сборах требованиям Налогового кодекса. Принятые документы могут признаваться несоответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы одного из предусмотренных ст. 6 НК РФ оснований для этого.
Это означает, что регулирующие налоговые отношения нормативно-правовые акты, которые отменяют либо ограничивают закрепленные законом права налогоплательщиков, а также плательщиков сборов, в том числе налоговых агентов, их законных представителей или полномочия налоговых и других государственных органов при осуществлении ими деятельности в сфере налоговых отношений, установленных НК РФ, могут быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу.
То есть любые нормативные акты, разрешающие или запрещающие разрешённые НК РФ действия, либо изменяющие содержание установленных Налоговым кодексом понятий, а также терминов и т. д., считаются не соответствующими ему.
Это же касается и введения нормативно-правовыми актами новых обязанностей, либо изменения понятия и содержания старых обременений, которых закон возлагает на участников налоговых отношений. Установленный изначально положениями статьей 1 НК РФ приоритет отражен и в последующих нормах Налогового кодекса.
Необходимо знать, что перечень изложенных статьей 6 НК РФ оснований далеко не исчерпывающий, и предполагает правовую возможность оспаривать издание нормативно-правовых актов в сфере налогового законодательства по другим причинам и основаниям, кроме указанных в этой статье.
Также правоприменительная и судебная практика отраженная в Определении ВС РФ от 20.08.2008 N 59-ГО8-10, от 13.12.2006 N 1-Г06-32 указывает на то, что наличие одного из факторов и оснований, указанных в п. 1 статьи 6 НК России, дает правовую возможность признавать не соответствующими кодексу нормативно-правовые акты о налогах и сборах.
При этом процедура разрешения вопроса о признании НПА не соответствующим положениям НК РФ, включает в себя:
- проверку пределов компетенции органов власти, которые соответствующий акт издают;
- определение не ограничивает ли изданный НПА права налогоплательщика своими положениями;
- проверку на предмет, не возлагает ли новые не предусмотренные Налоговым кодексом обязательства на налогоплательщиков;
- а также допускает и разрешает ли он действия, которые прямо запрещает НК РФ.
Если положения нормативного правового акта не были признаны в установленном законом порядке не соответствующими НК РФ, они подлежат обязательному применению, даже если налогоплательщик считает их неправомерными.
Единственно допустимым, является судебный порядок признания НПА не соответствующим Налоговому кодексу, если другое не предусматривает Налоговый кодекс (см. письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-05-05-02/25).
Условия признания соответствия нормативного правового акта о налогах и сборах Кодексу
В Постановлении ФАС Московского округа от 20.08.2007, 27.08.2007 N КА-А40/7513-07, было указано, что положения нормативного правового акта, не признанные не соответствующими НК РФ в порядке, который определен законодательством, могут применяться, даже в случае, когда налогоплательщик считает их противоречащими Налоговому кодексу (неправомерными).
Соответствующими требованиям Налогового кодекса признаются нормативно-правовые акты, положения которых не содержат норм, предполагающих возможность несанкционированного вмешательства в налоговое законодательство.
Также к ним предъявляется требование о недопустимости вмешательства в охраняемые законами права и интересы налогоплательщиков, при осуществлении правового регулирования НПА налоговых отношений. Прежде всего, такие акты не могут нарушать основные конституционные положения о правах и свободах человека.
Учитывая вышеизложенное установление налогов и сборов должно проходить определенную законами процедуру. В итоговом документе, который принят уполномоченным органом, должны быть зафиксированы все существенные и необходимые элементы налоговых обязательств, если эти обязательства устанавливаются в принятом законе. Основным соответствием НПА Налоговому кодексу является его соответствие положениям статьи 57 Конституции России.
Принцип осуществления признания несоответствия акта о налогах и сборах Кодексу
Правовое положение налогоплательщиков и в целом субъектов налоговых отношений основано на соблюдении принципов, установленных положениями Конституции (ст. 57, ст. 18) и положениями налогового законодательства России.
Нарушение принятыми нормативно-правовыми актами, устанавливающими положения о налогах и сборах НК РФ, а также в случаях, когда они затрагивают права и законные интересы в сфере предпринимательства или другой экономической деятельности, предоставляет правовую возможность субъекту налоговых отношений признавать такие акты незаконными (не соответствующими) положениям НК РФ и налоговому законодательство.
Закрепляется такое право п. 2 ст. 34 АПК РФ, в соответствии с которым в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании соответствующих НПА рассматривает ВАС РФ.
Осуществление прав на судебную защиту содержится и в подпункте 2 п. 1 ст. 27 ГПК РФ, где судебную защиту в делах об оспаривании НПА, в случае если они затрагивают свободы и законные интересы граждан и организаций, осуществляет ВС РФ.
Нижестоящий суд лишён права рассматривать вопросы соответствия НК РФ нормативно-правовых актов.
Ни один нормативно-правовой акт о налогах и сборах не должен менять или дополнять акты, регулирующие налоговое законодательство. Несоблюдение вышеуказанных требований, а также выявление обстоятельств, перечисленных в ст. 6 НК РФ определяет правовую возможность субъектам налоговых отношений осуществлять судебную защиту твоих прав, оспаривая соответствующий нормативно-правовой акт.
Лица, имеющие право на изменение или отмену актов о налогах и сборах
В случаях, когда принятый нормативно-правовой акт нарушает требования Налогового кодекса и (или) положения налогового законодательства России, необходимо, в первую очередь, различать правовые действия субъектов налоговых отношений по отмене такого нормативно-правового акта или его изменению и признанию его действительным (не соответствующим налоговому законодательству).
Органы суда не обладают полномочиями отмены или изменения нормативно-правовых актов Решение компетентного суда обладает юридической силой только относительно признания нормативно- правового акта недействительным (не соответствующим законодательству). После вступления в силу такого решения недействительный нормативный акт утрачивает юридическую силу с момента его принятия.
В случае с отменой нормативно-правовых актов его действие будет прекращена только с даты, которая установлена соответствующим законом либо органом его отменившим.
Отменить либо изменить нормативный акт уполномоченный орган может с даты, когда он был принят, то есть это означает, что он может быть отменён задним числом.
Компетенция отмены НПА, а также внесения в него необходимых изменений принадлежит органу, который его принимал (Правительству РФ или другому органу исполнительной власти и т. д.), либо вышестоящему органы. Отмена может происходить в судебном порядке.