Понятие личного кабинета налогоплательщика
Действующий налоговый кодекс разрабатывался около 20-ти лет назад, поэтому изначально не предусматривал использования возможных сегодня технологий. По этой причине в закон вносятся поправки и дополнения.
Одним из них явилось включение в НК РФ ст. 11.2, установившей общий порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.
Понятие личного кабинета налогоплательщика дано в ч. 1 ст. 11.2 НК РФ. Согласно этой норме, личным кабинетом налогоплательщика признается информационный ресурс, размещенный на портале уполномоченного в области сбора налогов органа в «Интернете», ведение которого осуществляется в порядке, определенным указанным органом.
Речь идет о государственном портале, на котором есть возможность зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, а также открыть личный кабинет налогоплательщика юридического лица.
Процедура активации и функции каждого из них существенно отличаются.
Для чего нужен личный кабинет налогоплательщика
Этот вопрос вполне актуален для гражданина или индивидуального предпринимателя, вынужденных ездить в ФНС для того, чтобы подать бланк заявления или декларацию, либо оформить вычет или поставить подпись. Это занимает очень большое количество времени. Нередко на такое простое действие уходит несколько часов, а на заполнение бумаг – минуты. Кроме того, в ряде случаев, предпринимателей обязывали подавать отчетность и другие документы, посещая инспекцию, которая расположена в районном центре, до которого необходимо было добираться не одну сотню километров.
Личный кабинет помогает лишний раз лично не являться в ФНС РФ. Он позволяет получить быстрый и качественный сервис интерактивного характера. Личный кабинет налогоплательщика-юридического лица, гражданина, а также ИП позволяет как отправлять требуемые данные, так и запрашивать необходимую информацию.
Электронные документы экономят значительное количество ресурсов налогоплательщиков. Достаточно сделать простые вещи: подключить сервис и перейти на портал инспекции.
Другим важным моментом становится экономия госрасходов, образующихся в результате налогообложения. Повсеместное внедрение, которое получает электронный документооборот позволяет снизить нагрузку на персонал инспекций и сосредоточить большую часть внимания на действительно проблемных случаях.
Личный кабинет физического лица
Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика для физических лиц утвержден приказом ФНС N ММВ-7-17/260@. Им предусмотрена процедур получения доступа граждан, а также применения сервиса для обмена информацией с налоговым органом. Этот документ не устанавливает правила взаимодействия с ИП, адвокатами и нотариусами. Также им не урегулированы правила, регламентирующие личный кабинет налогоплательщика юридического лица.
Согласно п. 6 порядка, налоговый орган размещает актуальные сведения о гражданине за 3 предшествующих текущему году налоговых периода. К ним относится следующая информация:
- какие объекты налогообложения имеются у гражданина. В основном, это автомобили и недвижимость. Источником служит регистрационная информация, поступающая из соответствующих органов;
- данные о том, применен ли вычет по налоговым платежам и о других льготах;
- расчет сумм подлежащих оплате налогов, если правила предполагают составление его инспекцией;
- данные о перечисленных налогах на доходы;
- о статусе исполнения обязанностей по уплате текущих налогов и НДФЛ;
- данные о том, что содержит отчетность по НДФЛ, переданная работодателями и гражданином самостоятельно;
- о решении проверить представленную декларацию и итогах контроля;
- о решениях ИФНС, связанных с осуществлением контроля (уведомления и требования об уплате налогов, штрафов и пеней);
- о платежной документации, переданной налогоплательщиком через кабинет;
- о вступивших в силу судебных документов по делам, сторонами которых были гражданин и ИФНС;
- о документах, которые налоговая служба направила налогоплательщику.
В свою очередь, функционал кабинета предполагает возможность настройки ряда действий гражданина. Через доступ к кабинету он может подать декларацию, потребовать вычет, запросить возврат средств, или дальнейший их зачет, если имеется переплата, а также совершить иные необходимые действия.
Как получить доступ к кабинету
Для начала использования кабинета необходимо ввести логин и пароль. Первый совпадает с ИНН, а второй генерируется налоговым органом.
Получить пароль можно одним из следующих способов:
1. При личной явке в любую инспекцию, обслуживающую физлиц. Нужно будет заполнит и подать бланк соответствующего заявления. В этом случае будет выдана карта, содержащая ключ доступа. Если она выдавалась ранее, но ключ был утерян, восстановить или сменить его можно будет таким же способом. Для этого нужно взять с собой паспорт и свидетельство о постановке на налоговый учет.
2. Войти в личный кабинет можно, используя квалифицированную электронную подпись. При этом, ключ будет храниться на носителе и выдаваться аккредитованным центром. Для работы сервис потребует установить программу шифрования или обновить имеющуюся до нужной версии.
3. Вход возможен для граждан у которых есть регистрация на портале «Государственные услуги России». Это возможно, если они верифицировали свою личность в МФЦ, почтовых отделениях или обратились за помощью других предусмотренных сайтом «Госуслуги» организаций. Тогда можно использовать пароль от этой записи.
Хотя портал и содержит рекомендации использовать функционал для обычных граждан, на нем предусмотрена возможность использования кабинета предпринимателя. Среди описываемого функционала, имеются возможности запрашивать сведения из ЕГРИП, формирование сверок платежей, внесения новых сведений о предпринимателе, а также выбора системы налогообложения.
Доступ осуществляется в том же порядке, что и для физлиц.
Особенности личного кабинета юридических лиц
Портал также предоставляет доступ в личный кабинет налогоплательщика юридического лица, в частности, ООО. Он регулируется приказом налоговой службы России N ММВ-7-6/8@.
Функционал сервиса позволяет получать выписку из ЕГРЮЛ в отношении себя, а также аналогичную выписку из ЕГРН.
Этот же блок предусматривает возможность организаций инициировать действия по регистрации изменений сведений о себе. При этом необходимые документы получит уполномоченная ИФНС России. Формирование выписки будет осуществлено в электронном виде.
Другим блоком являются налоговые вопросы. Через этот интерфейс можно подать заявления о том, как будет использована переплата, контролировать статус задолженности в бюджет, проводить сверки и совершать иные необходимые действия.
Условия подключения к системе горазд проще, нежели у физических лиц. Она предполагает наличие сертификата, который удостоверяет ключ электронной подписи. Такой носитель имеется, как правило у всех компаний, ведь с недавнего времени с его помощью сдается бухгалтерская и налоговая отчетность. Подпись, как правило, принадлежит руководителю.
Портал содержит подробный алгоритм действий, который поможет настроить услуги личного кабинета организаций в кратчайшие сроки.