Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Личный кабинет налогоплательщика

Личный кабинет налогоплательщика - это сервис официального сайта ФНС России, который позволяет получать актуальную информацию по налогам и сборам.


Понятие личного кабинета налогоплательщика

Действующий налоговый кодекс разрабатывался около 20-ти лет назад, поэтому изначально не предусматривал использования возможных сегодня технологий. По этой причине в закон вносятся поправки и дополнения.

Одним из них явилось включение в НК РФ ст. 11.2, установившей общий порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.

Понятие личного кабинета налогоплательщика дано в ч. 1 ст. 11.2 НК РФ. Согласно этой норме, личным кабинетом налогоплательщика признается информационный ресурс, размещенный на портале уполномоченного в области сбора налогов органа в «Интернете», ведение которого осуществляется в порядке, определенным указанным органом.

Речь идет о государственном портале, на котором есть возможность зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, а также открыть личный кабинет налогоплательщика юридического лица.

Процедура активации и функции каждого из них существенно отличаются.

 

Для чего нужен личный кабинет налогоплательщика

Этот вопрос вполне актуален для гражданина или индивидуального предпринимателя, вынужденных ездить в ФНС для того, чтобы подать бланк заявления или декларацию, либо оформить вычет или поставить подпись. Это занимает очень большое количество времени. Нередко на такое простое действие уходит несколько часов, а на заполнение бумаг – минуты. Кроме того, в ряде случаев, предпринимателей обязывали подавать отчетность и другие документы, посещая инспекцию, которая расположена в районном центре, до которого необходимо было добираться не одну сотню километров.

Личный кабинет помогает лишний раз лично не являться в ФНС РФ. Он позволяет получить быстрый и качественный сервис интерактивного характера. Личный кабинет налогоплательщика-юридического лица, гражданина, а также ИП позволяет как отправлять требуемые данные, так и запрашивать необходимую информацию.

Электронные документы экономят значительное количество ресурсов налогоплательщиков. Достаточно сделать простые вещи: подключить сервис и перейти на портал инспекции.

Другим важным моментом становится экономия госрасходов, образующихся в результате налогообложения. Повсеместное внедрение, которое получает электронный документооборот позволяет снизить нагрузку на персонал инспекций и сосредоточить большую часть внимания на действительно проблемных случаях.

 

Личный кабинет физического лица

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика для физических лиц утвержден приказом ФНС N ММВ-7-17/260@. Им предусмотрена процедур получения доступа граждан, а также применения сервиса для обмена информацией с налоговым органом. Этот документ не устанавливает правила взаимодействия с ИП, адвокатами и нотариусами. Также им не урегулированы правила, регламентирующие личный кабинет налогоплательщика юридического лица.

Согласно п. 6 порядка, налоговый орган размещает актуальные сведения о гражданине за 3 предшествующих текущему году налоговых периода. К ним относится следующая информация:

  • какие объекты налогообложения имеются у гражданина. В основном, это автомобили и недвижимость. Источником служит регистрационная информация, поступающая из соответствующих органов;
  • данные о том, применен ли вычет по налоговым платежам и о других льготах;
  • расчет сумм подлежащих оплате налогов, если правила предполагают составление его инспекцией;
  • данные о перечисленных налогах на доходы;
  • о статусе исполнения обязанностей по уплате текущих налогов и НДФЛ;
  • данные о том, что содержит отчетность по НДФЛ, переданная работодателями и гражданином самостоятельно;
  • о решении проверить представленную декларацию и итогах контроля;
  • о решениях ИФНС, связанных с осуществлением контроля (уведомления и требования об уплате налогов, штрафов и пеней);
  • о платежной документации, переданной налогоплательщиком через кабинет;
  • о вступивших в силу судебных документов по делам, сторонами которых были гражданин и ИФНС;
  • о документах, которые налоговая служба направила налогоплательщику.

В свою очередь, функционал кабинета предполагает возможность настройки ряда действий гражданина. Через доступ к кабинету он может подать декларацию, потребовать вычет, запросить возврат средств, или дальнейший их зачет, если имеется переплата, а также совершить иные необходимые действия.

 

Как получить доступ к кабинету

Для начала использования кабинета необходимо ввести логин и пароль. Первый совпадает с ИНН, а второй генерируется налоговым органом.

Получить пароль можно одним из следующих способов:

1. При личной явке в любую инспекцию, обслуживающую физлиц. Нужно будет заполнит и подать бланк соответствующего заявления. В этом случае будет выдана карта, содержащая ключ доступа. Если она выдавалась ранее, но ключ был утерян, восстановить или сменить его можно будет таким же способом. Для этого нужно взять с собой паспорт и свидетельство о постановке на налоговый учет.

2. Войти в личный кабинет можно, используя квалифицированную электронную подпись. При этом, ключ будет храниться на носителе и выдаваться аккредитованным центром. Для работы сервис потребует установить программу шифрования или обновить имеющуюся до нужной версии.

3. Вход возможен для граждан у которых есть регистрация на портале «Государственные услуги России». Это возможно, если они верифицировали свою личность в МФЦ, почтовых отделениях или обратились за помощью других предусмотренных сайтом «Госуслуги» организаций. Тогда можно использовать пароль от этой записи.

Хотя портал и содержит рекомендации использовать функционал для обычных граждан, на нем предусмотрена возможность использования кабинета предпринимателя. Среди описываемого функционала, имеются возможности запрашивать сведения из ЕГРИП, формирование сверок платежей, внесения новых сведений о предпринимателе, а также выбора системы налогообложения.

Доступ осуществляется в том же порядке, что и для физлиц.

 

Особенности личного кабинета юридических лиц

Портал также предоставляет доступ в личный кабинет налогоплательщика юридического лица, в частности, ООО. Он регулируется приказом налоговой службы России N ММВ-7-6/8@.

Функционал сервиса позволяет получать выписку из ЕГРЮЛ в отношении себя, а также аналогичную выписку из ЕГРН.

Этот же блок предусматривает возможность организаций инициировать действия по регистрации изменений сведений о себе. При этом необходимые документы получит уполномоченная ИФНС России. Формирование выписки будет осуществлено в электронном виде.

Другим блоком являются налоговые вопросы. Через этот интерфейс можно подать заявления о том, как будет использована переплата, контролировать статус задолженности в бюджет, проводить сверки и совершать иные необходимые действия.

Условия подключения к системе горазд проще, нежели у физических лиц. Она предполагает наличие сертификата, который удостоверяет ключ электронной подписи. Такой носитель имеется, как правило у всех компаний, ведь с недавнего времени с его помощью сдается бухгалтерская и налоговая отчетность. Подпись, как правило, принадлежит руководителю.

Портал содержит подробный алгоритм действий, который поможет настроить услуги личного кабинета организаций в кратчайшие сроки.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по налогам
Юрист по налогам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по налоговому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут