Помимо судов общей юрисдикции, рассмотрение дел об административных правонарушениях, возникающих из публичных правовых отношений, подлежит подведомственности арбитражных судов. На основании арбитражно-процессуального законодательства рассмотрение дел об административных нарушениях лиц, которые являются организациями или предпринимателями, должно происходить в условиях арбитражного судопроизводства.
Подведомственность арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Подведомственность экономических споров, возникающих на основании административных или публичных правовых отношений, относится к рассмотрению арбитражных судов.
Подобные судебные разбирательства используются в качестве средства для проведения контроля публичных правовых отношений. Административный характер таких судебных разбирательств объясняется неравным положением участников дела.
Споры, рассматриваемые в арбитражных судах на основании административных или публичных правовых отношений, должны иметь экономический характер. Судебные дела должны касаться реализации экономической и предпринимательской деятельности лицами, которые являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства в арбитражных судах
Арбитражные судебные органы должны рассматривать в установленном порядке любые судебные дела, вытекающие из административных или прочих публичных правовых отношений. Дела должны быть связаны со сферами экономической и предпринимательской деятельности. Арбитражные судебные органы рассматривают следующие судебные дела:
- споры, касающиеся оспаривания нормативно-правовых актов федеральных исполнительных органов, при условии, что такие дела относится к компетенции судов по защите интеллектуальных прав;
- судебные разбирательства об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и интересы заинтересованного лица в сфере экономической и предпринимательской деятельности, а также оспаривание фактов действия или бездействия любых органов;
- судебные разбирательства, которые касаются административных правонарушений;
- споры, которые предусматривают истребование задолженностей, платежей или санкций с лиц, занимающихся предпринимательской или экономической деятельностью;
- прочие дела, возникающие на основании административных или публичных правовых отношений.
Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
Судебные производства в отношении дел, в которых происходит оспаривание нормативных актов, могут быть организованы на основании заявления от имени заинтересованного лица, которое обратилось с предъявлением о признании конкретного документа недействительным.
Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах на основании правил искового судебного производства.
В заявлении с требованием о признании нормативного акта недействительным должны указываться требования лиц, а также следующие данные:
- наименование органов или должностных лиц, принявших нормативный акт;
- точные реквизиты нормативного акта, который является предметом разбирательства;
- дата издания незаконного правового акта;
- права граждан, организаций или учреждений, которые были нарушены в результате издания незаконного правового акта или его положений;
- нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, нормам которого противоречит изданный нормативный акт;
- наименование органа массовой информации и дата публикации нормативно-правового акта, который считается неправомерным.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов арбитражный суд должен проводить тщательную проверку данного документа или любых его положений. Данная проверка проводится для определения соответствия документа действующему законодательству.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
Дела об административных правонарушениях должны рассматриваться в арбитражных судебных органах. Разбирательство подобных судебных производств должно осуществляться в пятнадцатидневный срок с момента поступления на имя судья любого из ниженазванных документов:
- искового заявления;
- протокола об уже совершенном административном правонарушении;
- прочих материалов судебного дела.
В определенных условиях данный срок может продлеваться на основании наличия судебного определения. Продленный срок не может превышать одного месяца. На основе результатов процесса судебного производства арбитражный судебный орган должен вынести постановление, которое включает в себя:
- назначение административного наказания в отношении правонарушителя;
- прекращение судебного разбирательства по делу.
В процессе присуждения арбитражным судебным органом административного наказания в отношении правонарушителей должны учитываться следующие нормативы и правила:
- презумпция невиновности;
- возможность освобождения правонарушителя от несения административной ответственности при совершении незначительного правонарушения;
- общие правила, которые установлены для определения административного наказания;
- правила, в которых определяется ответственность юридических лиц при проведении процесса их реорганизации.
Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций
В судебный арбитражный орган с заявлением о требовании взыскания определенных нормативами санкций и платежей, при условии, что законодательством не устанавливается другой порядок взыскания, могут обратиться любые государственные органы, учреждения, которые занимаются местным самоуправлением, а также прочие органы, которые наделены функциями финансового контроля.
Такое взыскание может осуществляться в отношении любых лиц, которые осуществляют любые виды предпринимательской или экономической деятельности.
Заявление с требованием о взыскании должно предоставляться в арбитражный судебный орган, при условии, если ранее не было выполнено требование заявителя о добровольной уплате задолженности или срок для внесения данной суммы был упущен. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций проводится в арбитражных судебных органах с учетом общих правил судебного производства, установленных арбитражно-процессуальным законодательством. Возбуждение таких судебных дел возможно на основании наличия правильно составленного заявления от любых органов, которые имеют право на осуществление контроля финансовой деятельности предпринимателей и юридических лиц. Заявление, в котором выражены требования о взыскании с граждан и предприятий задолженностей или санкций, должно полностью соответствовать требованиям действующего законодательства. Поэтому в данном документе должны указываться следующие данные:
- точное наименование платежа, который подлежит взысканию с граждан и предприятий;
- размер суммы платежа или финансовых санкций;
- расчеты платежной суммы;
- нормы действующего федерального законодательства или правила, установленные в нормативных актах, которые указывают необходимость оплаты конкретных видов платежей в данном случае;
- все сведения об осуществлении требования об уплате задолженности в добровольном порядке.
К данному заявлению о предстоящем взыскании с лиц или организаций платежей или санкций должны прилагаться документы, касающиеся финансовой стороны и расчета данного платежа, а также бумаги, которые подтверждают факт выражения заявителем требований об погашении задолженности в добровольном порядке.