Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан могут быть защищены представителями государственных или муниципальных органов власти.


Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан или юридических лиц могут быть защищены не только ими лично или их представителями, но и представителями государственных или муниципальных органов власти. Под публичными интересами подразумеваются интересы, которые возникают у государства (государства в целом или отдельной его части) в отношении предмета спора.

Понятие субъектов, специально уполномоченных на защиту интересов других лиц

Существует в арбитражном процессе понятия субъектов, которые специально наделены полномочиями по защите интересов других лиц. Под этими субъектами понимаются лица, которые вступают в арбитражный процесс без личной заинтересованности, выступая исключительно в интересах одной из сторон процесса, чьи права и защищают всеми доступными правомерными способами. К таким лицам можно отнести представителя государственной или муниципальной власти, чей интерес в исходе дела носит процессуально-правовой характер. При этом если материальный интерес у представителя органов власти присутствует наравнее с процессуально-правовым, то это не означает, что представитель органов власти не может участвовать в процессе, где рассматриваются публичные интересы граждан и юридических лиц, предпринимателей.

Примечательно, что арбитражно-процессуальным законодательством в список субъектов, специально уполномоченных на защиту публичных интересов, входят представители прокуратуры РФ. Прокуроры вправе действовать от лица государства, защищая именно его интересы в рассматриваемом споре, даже при условии, что государство или его представители прямо в процессе не участвуют. Защита публичных интересов в арбитражном процессе может осуществляться как органами власти в уже начатом процессе, так и представителями этих органов на начальном этапе – при подаче заявления.

В этом случае государственные или муниципальные органы являются истцами по делу так же, как и прокурор, подающий подобное заявление в арбитражный суд.

При этом за представителями государственных или муниципальных органов закрепляются как права истца, так и права защитников публичных интересов. Примечательно, что, защищая публичные интересы, представители органов государственных или муниципальных органов власти не вправе использовать методы, которые находятся за рамками действующего законодательства. Например, представлять в качестве доказательной базы сведения, которыми они не располагают и не могут располагать, если на то нет соответствующих судебных указаний.

Перечень случаев, когда допустимо обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц

Арбитражно-процессуальным законодательством предусматриваются ситуации, когда представители публичной власти (органы местного самоуправления, органы государственной или муниципальной власти) могут вмешиваться в арбитражный процесс. Например, тогда, когда одна из сторон просила об участии представителей органов власти в процессе. В этом случае ответчик или истец подает прошение в адрес органа власти, на которое представитель органа власти обязан ответить точно в установленный законом срок и в случае наличия оснований для участия явиться в судебное заседание. Так, в судебной практике встречались случаи, когда вмешательство публичных органов власти было необходимым для решения спора. Например, когда в споре о межевании земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, участвовали две стороны – соседи по меже. При определении долей между сторонами возник конфликт, решить который без участия представителей муниципальных органов власти не представлялось возможным. Представители органов власти не участвовали в процессе в качестве истца или свидетеля, а выступили в роли иных участников процесса, представляющих интересы государства в рассматриваемом споре.

При этом представители органов власти одновременно с этим представляли доказательства по спору, а также указывали на существующие обстоятельства спора.

Представители органов власти могут вступить в процесс с неопределенным кругом лиц, которые не просили об участии публичной власти, если предметом спора является интересный для государства объект.

Подача обращения в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц. Содержание данного обращения

Представители органов власти могут подавать обращения в адрес суда, целью которых является защита прав и интересов лиц, защита публичных интересов, рассматриваемых в рамках конкретного спора. В обращении представители государственных или муниципальных органов власти указывают, какие именно обстоятельства относятся к публичным интересам, а какие к личным стороны-участника, основания, по которым представители власти вступили в процесс, доказательства в пользу стороны, чьи интересы представляют органы власти. При этом суд обязан принять и рассмотреть обращение, независимо от его содержания. Арбитражно-процессуальным законодательством не предусматриваются случаи, когда суд не берет на рассмотрение обращение, однако также сохраняется право суда на отклонение обращения. Суд вправе отклонить обращение и не учитывать его в материалах дела, если обращение содержит недостоверную информацию или информацию, которая не имеет отношения к рассматриваемому спору. Более того, если представитель органа власти является истцом по рассматриваемому спору, то сам обращение он выдвинуть не может, как и выступать от своего лица (как конкретное физическое лицо, уполномоченное на защиту публичных интересов).

Представитель органа власти выступает исключительно от лица органа власти, представляет его интересы.

Орган власти, обратившийся в арбитражный суд для защиты публичных интересов или интересов других лиц, вправе подавать ходатайства и заявления по делу, представлять доказательства. При этом прямой обязанностью защитника публичных интересов и интересов других лиц является представление интересов государства или частных лиц всеми доступными способами. Если защитник публичных прав или интересов других лиц не выполняет свои обязанности, полученные при вступлении в процесс, то его могут привлечь к административной или уголовной ответственности, а также возложить штраф в установленном законодательством размере. При этом выступивший в защиту публичных интересов или интересов других лиц представитель государственных или муниципальных органов не имеет права заключать мировые соглашения со стороной-оппонентом, а также не несет ответственности по уплате судебных издержек и расходов.

Данное право закреплено законодательно, исключений из него не бывает.

Главной целью представителя органов власти в арбитражном процессе является осуществление законного и правомерного правосудия, рассмотрение спора со всех сторон объективно, разрешение спора с учетом публичных интересов или интересов лиц, участвующих в процессе, если на то существуют достаточные основания.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Защита свои прав и публичных интересов

может ли истец защищать не только свои права, но и публичные интересы

Харитонов Владимир Александрович15.10.2021 22:21

Добрый день!


В соответствии со ст. 53 АПК РФ возможны 2 различных основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и

граждан в арбитражном процессе:

путем возбуждения дел в защиту публичных интересов (ч. 1ст. 53 АПК РФ)

и в защиту прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).

В частности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Кроме того, в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц. АПК РФ в отличие от ст. 47 ГПК РФ не предусматривает такой формы участия государственных органов и органов местного самоуправления, как дача заключения.

Таким образом, в ст. 53 АПК РФ объединены 2 формы участия в арбитражном процессе, связанные с защитой заявителями публичных интересов и интересов других лиц, которые в определенной степени совпадают как в части объектов защиты (защита прав и законных интересов других лиц может одновременно происходить в публичных интересах), так и субъектов обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц).

Верховный суд объяснил, нарушения каких именно "публичных интересов" могут послужить причиной признания сделок ничтожными. Об этом говорится в принятом сегодня Пленумом Верховного суда РФпостановлении о вопросах применения некоторых положений раздела I первой части Гражданского кодекса РФ.

Судья ВС РФ Сергей Романовский, комментируя положение, уделил большое внимание главе положения о сделках, особо отметив самые важные, по его мнению пункты. Федеральным законом №100 от 1 сентября 2013 года были внесены существенные изменения в ГК РФ. "До этого на протяжении многих десятилетий ничтожными признавались все сделки, заключенные с нарушением закона, – рассказывал Романовский, – сейчас концепция поменялась: все незаконные сделки являются оспоримыми". К ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. Также, как сказано в п. 74 постановления, такой может быть названа сделка "нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц". "До настоящего времени разъяснений, что такое "публичные интересы" не было, – говорит Романовский, – а сейчас о них говорится в п. 75 постановления". Под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды. К ничтожным также следует отнести сделки, которые заключены с нарушением явно выраженного запрета. "Само по себе несоответствие сделки нормам действующего законодательства не влечет признание ее ничтожной", – отметил спикер.

Указал он и на то, что сторона сделки, иное лицо, а также суд вправе применить последствия недействительности сделки, принятой ничтожной (реституцию), если нет иных способов защиты права.

Исковой срок давности для признания сделки недействительной – три года, но, с учетом различных обстоятельств, он может быть увеличен не более, чем до 10 лет, подчеркнул Романовский. "Это сделано для конечной стабильности гражданского оборота", – объяснил он.

Также важными он посчитал разъяснения, где говорится об обязательной регистрации перехода прав на недвижимое имущество. "Регистрация показывает переход прав, что исключает рейдерство и различные махинации, – считает судья. – Если сделка не была зарегистрирована, то она не может быть признана состоявшейся".

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна16.10.2021 14:04