Согласно нормам арбитражно-процессуального права публичные интересы граждан или юридических лиц могут быть защищены не только ими лично или их представителями, но и представителями государственных или муниципальных органов власти. Под публичными интересами подразумеваются интересы, которые возникают у государства (государства в целом или отдельной его части) в отношении предмета спора.
Понятие субъектов, специально уполномоченных на защиту интересов других лиц
Существует в арбитражном процессе понятия субъектов, которые специально наделены полномочиями по защите интересов других лиц. Под этими субъектами понимаются лица, которые вступают в арбитражный процесс без личной заинтересованности, выступая исключительно в интересах одной из сторон процесса, чьи права и защищают всеми доступными правомерными способами. К таким лицам можно отнести представителя государственной или муниципальной власти, чей интерес в исходе дела носит процессуально-правовой характер. При этом если материальный интерес у представителя органов власти присутствует наравнее с процессуально-правовым, то это не означает, что представитель органов власти не может участвовать в процессе, где рассматриваются публичные интересы граждан и юридических лиц, предпринимателей.
Примечательно, что арбитражно-процессуальным законодательством в список субъектов, специально уполномоченных на защиту публичных интересов, входят представители прокуратуры РФ. Прокуроры вправе действовать от лица государства, защищая именно его интересы в рассматриваемом споре, даже при условии, что государство или его представители прямо в процессе не участвуют. Защита публичных интересов в арбитражном процессе может осуществляться как органами власти в уже начатом процессе, так и представителями этих органов на начальном этапе – при подаче заявления.
В этом случае государственные или муниципальные органы являются истцами по делу так же, как и прокурор, подающий подобное заявление в арбитражный суд.
При этом за представителями государственных или муниципальных органов закрепляются как права истца, так и права защитников публичных интересов. Примечательно, что, защищая публичные интересы, представители органов государственных или муниципальных органов власти не вправе использовать методы, которые находятся за рамками действующего законодательства. Например, представлять в качестве доказательной базы сведения, которыми они не располагают и не могут располагать, если на то нет соответствующих судебных указаний.
Перечень случаев, когда допустимо обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц
Арбитражно-процессуальным законодательством предусматриваются ситуации, когда представители публичной власти (органы местного самоуправления, органы государственной или муниципальной власти) могут вмешиваться в арбитражный процесс. Например, тогда, когда одна из сторон просила об участии представителей органов власти в процессе. В этом случае ответчик или истец подает прошение в адрес органа власти, на которое представитель органа власти обязан ответить точно в установленный законом срок и в случае наличия оснований для участия явиться в судебное заседание. Так, в судебной практике встречались случаи, когда вмешательство публичных органов власти было необходимым для решения спора. Например, когда в споре о межевании земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, участвовали две стороны – соседи по меже. При определении долей между сторонами возник конфликт, решить который без участия представителей муниципальных органов власти не представлялось возможным. Представители органов власти не участвовали в процессе в качестве истца или свидетеля, а выступили в роли иных участников процесса, представляющих интересы государства в рассматриваемом споре.
При этом представители органов власти одновременно с этим представляли доказательства по спору, а также указывали на существующие обстоятельства спора.
Представители органов власти могут вступить в процесс с неопределенным кругом лиц, которые не просили об участии публичной власти, если предметом спора является интересный для государства объект.
Подача обращения в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц. Содержание данного обращения
Представители органов власти могут подавать обращения в адрес суда, целью которых является защита прав и интересов лиц, защита публичных интересов, рассматриваемых в рамках конкретного спора. В обращении представители государственных или муниципальных органов власти указывают, какие именно обстоятельства относятся к публичным интересам, а какие к личным стороны-участника, основания, по которым представители власти вступили в процесс, доказательства в пользу стороны, чьи интересы представляют органы власти. При этом суд обязан принять и рассмотреть обращение, независимо от его содержания. Арбитражно-процессуальным законодательством не предусматриваются случаи, когда суд не берет на рассмотрение обращение, однако также сохраняется право суда на отклонение обращения. Суд вправе отклонить обращение и не учитывать его в материалах дела, если обращение содержит недостоверную информацию или информацию, которая не имеет отношения к рассматриваемому спору. Более того, если представитель органа власти является истцом по рассматриваемому спору, то сам обращение он выдвинуть не может, как и выступать от своего лица (как конкретное физическое лицо, уполномоченное на защиту публичных интересов).
Представитель органа власти выступает исключительно от лица органа власти, представляет его интересы.
Орган власти, обратившийся в арбитражный суд для защиты публичных интересов или интересов других лиц, вправе подавать ходатайства и заявления по делу, представлять доказательства. При этом прямой обязанностью защитника публичных интересов и интересов других лиц является представление интересов государства или частных лиц всеми доступными способами. Если защитник публичных прав или интересов других лиц не выполняет свои обязанности, полученные при вступлении в процесс, то его могут привлечь к административной или уголовной ответственности, а также возложить штраф в установленном законодательством размере. При этом выступивший в защиту публичных интересов или интересов других лиц представитель государственных или муниципальных органов не имеет права заключать мировые соглашения со стороной-оппонентом, а также не несет ответственности по уплате судебных издержек и расходов.
Данное право закреплено законодательно, исключений из него не бывает.
Главной целью представителя органов власти в арбитражном процессе является осуществление законного и правомерного правосудия, рассмотрение спора со всех сторон объективно, разрешение спора с учетом публичных интересов или интересов лиц, участвующих в процессе, если на то существуют достаточные основания.