Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Право пользования недрами

Статья посвящена вопросам права пользования недрами; субъектам права пользования недрами; видам права пользования недрами


Право пользования недрами - общие положения

Очевидно, что недра, содержащие множество различных природных ресурсов, обладают высокой экономической и социальной ценностью.

Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») определяет недра как часть коры Земли, которая расположена ниже почвенного слоя, а если последний отсутствует – ниже поверхности Земли и водного дна, простирающейся до глубины, доступной для изучения и ее освоения.

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Недропользование как таковое представляет собой выполнение определённых работ на основе лицензии, дающей право на геологическое изучение участков недр, извлечение полезных ископаемых, использование, а также захоронение производственных отходов, возведение и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ресурсов (ГОСТ Р 8.645-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 №259-ст).

Право пользования недрами в юридической науке традиционно рассматривается в двух аспектах – объективном и субъективном.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия и процедуру осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Субъекты права пользования недрами и его объекты

По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранных граждан.

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

  • горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);
  • геологический отвод (для геологического исследования недр).

Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.

Основания возникновения права недропользования

Из ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» следует, что основания возникновения права недропользования в первую очередь зависят от категории участка недр (его правового режима). В общем государственном фонде недр выделяют участки недр федерального и местного значения, резервные участки (ст. ст. 2, 2.1, 2.3 ФЗ «О недрах»), а также участки, режим которых обозначается в юридической литературе как общеправовой.

Исходя из этого, основания возникновения права недропользования представляют собой:

  • решение Правительства РФ по участкам недр федерального значения (п. 1 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа о предоставлении права пользования участком недр, деятельность на котором другого субъекта была досрочно прекращена (п. 2 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • решение специально созданной комиссии по участкам недр местного значения (п. 3 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • решение конкурсной (аукционной) комиссии, предоставляющее право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых либо для геологического изучения недр, проводимых по совмещенной лицензии, исключая участки недр федерального значения (п. 4 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое в целях сбора минералогических, палеонтологических и прочих геологических коллекционных материалов (п. 5 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • решение органа государственной власти субъекта РФ по участкам недропользования местного значения (п. 6 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»)
  • переход права пользования участком недр (п. 7 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • соглашение о разделе продукции, вступившее в силу, которое заключено в соответствии с федеральным законодательством (п. 8 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);
  • государственный контракт на работы по изучению недр (п. 9 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»).

Независимо от основания возникновения права недропользования, предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Права и обязанности недропользователя возникают с момента государственной регистрации этой лицензии в установленном порядке.

Виды права пользования недрами

В зависимости от целевого назначения, выделяют следующие виды права недропользования (ст.6 Закона РФ «О недрах»):

  • геологическое изучение недр в широком смысле слова. В этот вид права недропользования включаются все геолого-геофизические работы, инженерно-геологические исследования, осуществление мониторинга недр и т.д., а также обнаружение и оценка месторождений полезных ископаемых;
  • разведка, добыча полезных ископаемых;
  • возведение и использование подземных сооружений, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых;
  • образование особо охраняемых геологических объектов, которые имеют важное значение;
  • сбор различных геологических коллекционных материалов (минералогических, палеонтологических и др.).

С учётом срока его действия, право пользования недрами может быть постоянным (бессрочным) или временным, то есть предоставленным на определенный срок (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Критерием для такого разграничения выступает род деятельности, осуществляемой субъектом недропользования на переданном ему участке недр.

Если участок недр предполагается использовать для возведения и эксплуатации различных объектов, а не для изучения или извлечения каких-либо природных ресурсов, он может быть предоставлен без ограничения срока.

Напротив, временное право пользования недрами реализуется в течение конкретного срока и распространяется на:

  • геологическое изучение участка недр;
  • добычу полезных ископаемых;
  • добычу подземных вод.

Временное право пользования недрами бывает:

  • краткосрочным (на срок до 10 лет);
  • долгосрочным (до 25 лет);
  • с установлением срока в зависимости от отработки месторождения полезных ископаемых при их добыче (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

В любом случае, срок использования участка недр может быть продлен по инициативе недропользователя в порядке, установленном законом (ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по недвижимости
Юрист по недвижимости

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по недвижимости

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

землепользование

Орган местного самоуправления отказал КФХ в предоставлении земельного участка для осуществления деятельности необходимой для обеспечения импортозамещения ( выращивание зерновых и зернобобовых культур) без проведения торгов, в связи с тем, что в границах испрашиваемого земельного участка имеются участки недр местного значения (месторождения песчано-гравийной смеси), мотивируя это тем, что возможность использования участка недр в целях осуществления деятельности необходимой для обеспечения импортозамещения ( выращивание зерновых и зернобобовых культур) не предусмотрена Законом о недрах. Правомерен ли данный отказ? Спасибо

Юлия19.04.2023 04:06

Здравствуйте.

Для того, чтобы ответить на ваш вопрос надо знать намного больше информации, чем вы указали в вопросе. Чтобы получить развернутый ответ на вопрос, связанный с землепользованием, рекомендую обратиться к профильному юристу нашей компании.

Я могу предложить вам заполнить форму для записи на консультацию, которая располагается на странице.

Спасибо, что обратились к нам!

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна19.06.2023 18:39

предоставление права пользования недрами

Добрый день. Была получена лицензия на геологическое изучение , разведку ОПИ (песок строительный). Без аукциона. Через 7 месяцев Министерство выдает еще 2 лицензии на этот же геологический отвод, этот же участок недр местного значения. Уведомления о предоставлении права пользования не было направлено недропользователю . Согласование о разделе продукции не было получено . Вопрос должен ли орган выдавший лицензию уведомить недропользователя о выдаче еще двух лицензий на данный участок недр. В какой срок должны уведомить недропользователя. Имеются ли нарушения органа выдавшего лицензии по отношению к недропользователю получившему перым право пользование на геологическое изучение и разведку данного участка? Спасибо

Арина02.08.2021 18:47

Здравствуйте.

Сейчас Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) "О недрах" напрямую не запрещает в границах одного и того же участка недр одновременно проводить работы нескольким недропользователям по разным лицензиям на геологическое изучение недр.

Разногласия по вопросам пользования недрами, возникающие между владельцами лицензий, разрабатывающими одно месторождение, разрешаются федеральным органом управления государственным фондом недр либо его территориальными подразделениями совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии федерального органа государственного горного надзора и органов управления, регулирующих добычу соответствующих минерально-сырьевых ресурсов, либо с судебном порядке.

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна03.08.2021 17:01