Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Недропользование » Континентальный шельф

Континентальный шельф в Москве

Материал посвящён следующим проблемам: понятие континентального шельфа; особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ; рациональное использование природных ресурсов континентального шельфа


Понятие континентального шельфа 

Термин «континентальный шельф» используется в самых различных областях, в том числе географии, геологии, морских науках. Необходимость выделения континентального шельфа в самостоятельную юридическую категорию возникла примерно в середине XX в. когда научно-технический прогресс сделал возможным разведку природных ресурсов морских подводных районов, удалённых от берега и покрытых значительной толщей воды.

Континентальным шельфом является морское дно и его недра, простирающиеся за пределы территориальных вод на расстояние 200 морских миль от берега или далее до края подводной окраины материка (но не более 350 миль, отсчитываемых от территориальных вод, или глубины, превышающей 2500 м).

Прибрежное государство вправе осуществлять свои суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа, при этом такое пользование не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам. Прибрежное государство может давать согласие другим государствам на прокладку подводные кабелей и трубопроводов, проведение научных исследований (отказ в этом случае недопустим), если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г. в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.

Более ранний акт – международного характера – Конвенция ООН о морском праве 1982 г. в ст. 76 определяет континентальный шельф следующим образом:

  • естественное продолжение материка до его внешней окраины, на расстояние 200 морских миль от прямых исходных линий, от которых определяется ширина территориального моря;
  • в случае, когда естественное продолжение подводной окраины материка простирается на расстояние более 200 морских миль, континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, но не далее 100 морских мили от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров. Общая протяженность континентального шельфа не должна превышать 350 морских миль;
  • когда естественное продолжение материка простирается на расстояние менее 200 морских миль, континентальный шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, принятых для отсчета ширины, территориального моря.

Суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе определены в ст. 77 Конвенции 1982 г.; к ним относятся:

-  разведка и разработка его природных ресурсов;

-  создание искусственных островов и сооружений;

-  проведение научных исследований на шельфе.

Все государства имеют право пользоваться правами, провозглашёнными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства.

Установление критериев справедливости правового регулирования - делимитация континентального шельфа является весьма актуальной проблемой и определяется рядом факторов. Во-первых, таким фактором является развитие технологий исследования и использования ресурсов мирового океана морского дна и его недр приводит к закономерному пересечению интересов различных государств. Соответственно возникает объективная потребность установить международно-правовой статус континентального шельфа и регулировать установления морских границ, регламентирующих сферу влияния государств за пределами их сухопутных территорий. Во-вторых, к таким факторам относится отсутствием общетеоретических основ построения такой нормативной базы, которая бы четко регулировала вопросы делимитации континентального шельфа.

Международная судебная практика позволяет сделать вывод о наличии определённых споров и противоречий в определении границы континентального шельфа между странами. Яркими примерами являются споры ФРГ с Голландией и Данией в Северном море, в котором Голландия и Дания настаивали на определении границ по принципу одинаковой удалённости. Сторонам удалось договориться на основании принципа равной удаленности только о частичном разделе, где внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии в 25-30-мильной зоне от берегов. Основная проблема - «размерное распределение» этого шельфа в центре Северного моря решена не была.

Особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ

Предоставление права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа РФ регулируется рядом нормативно-правовых актов, к которым относятся:

  • Закон «О недрах»;
  • Федеральный закон от 30.11.1995 г. №185-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. №4. Определяет порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами (для проведения разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр; разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии на предоставляемых в пользование на безаукционной основе участках недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. №94. Устанавливает размеры разовых платежей за пользование недрами на участках недр, предоставляемых в пользование без проведения конкурса (аукциона) для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещённой лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ.

Анализ ст. 10.1 Закона «О недрах» позволяет определить особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ. Рассматриваемые участки, на которых может осуществляться деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых или геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых, осуществляемой по совмещённой лицензии, предоставляются пользователям без проведения аукциона по решению Правительства Российской Федерации. Это условие также распространяется на участки недр федерального значения, расположенные на территории РФ и простирающиеся на её континентальный шельф.

Потенциальные недропользователи участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ, в соответствии со ст. 9 Закона «О недрах» относятся юридические лица, отвечающие следующим характеристикам:

- созданы в соответствии с законодательством РФ,

- обладают опытом освоения участков недр континентального шельфа РФ (не менее 5 лет),

- доля (вклад) РФ в уставных капиталах составляет более 50% и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо или косвенно распоряжаться более, чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Участки недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации одновременно могут иметь статус участков недр федерального значения, содержащими газ.

Юридическими лицами, получившие на настоящее время право пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ, являются ПАО «Газпром» и ОАО «НК Роснефть».

Рассмотрение заявок на получение права пользования рассматриваемыми в данной статье участками недр осуществляется в соответствии с процедурой, описанной в Положении, утверждённым Правительством РФ от 08.01.2009 г. №4. Данная процедура аналогична процедуре рассмотрения заявок на получение права пользование участками недр федерального значения, содержащими газ.

Рациональное использование природных ресурсов континентального шельфа

Понятие «рациональное использование природных ресурсов» означает воздействие на ресурсы, при котором они остаются стабильными или изменяются в заранее предусмотренном направлении и масштабе. Отношения по рациональному использованию природных ресурсов регулируются рядом международных документов, среди которых можно назвать Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, Бухарестская Конвенция (Конвенции о защите Чёрного моря от загрязнения) и некоторые другие. Для обеспечения наиболее рационального использования континентального шельфа отечественное законодательство устанавливает нормы, направленные на охрану ресурсов и обеспечение необходимого уровня экологической безопасности (в частности, это обеспечивается действующей системой лицензирования деятельности по разведке ресурсов континентального шельфа).

Ответственность за незаконную добычу ресурсов установлена в Конвенции о континентальном шельфе, которая была принятая в Женеве 29 апреля 1958 года, положения которой продолжают действовать и после вступления в 1994 году в силу Конвенции ООН по морскому праву, а также ст. 253 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Обратим особое внимание на то, что российское законодательство содержит понятие «континентальный шельф» в ряде нормативно-правовых актов. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» раскрывает понятие континентального шельфа в полном соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут