Горный надзор является одной из форм осуществления геологического контроля со стороны государства и призван обеспечить соблюдение норм безопасности при проведении работ в сфере недропользования.
Понятие государственного горного надзора
Статьей 38 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» определены задачи горного надзора:
- предупреждение нарушений требований законодательства по безопасности проведения работ, связанных с пользованием недрами;
- выявление указанных нарушений путём проведения контрольных проверок субъектов недропользования;
- пресечение выявленных нарушений путём привлечения к ответственности.
Исходя из указанных задач, горный надзор можно определить как совокупность действий уполномоченных органов государства, направленных на профилактику, установление и пресечение нарушений в сфере безопасного выполнения промышленных работ, связанных с пользованием недрами.
Виды проверок в рамках горного надзора
В соответствие с Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293, уполномоченным государственным органом в сфере горного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Пунктом 6 указанного Положения определёны вопросы, по которым осуществляется горный надзор:
- Безопасность состояния и эксплуатации объектов, используемых при разработке недр (шахты, выработки, скважины и иные сооружения).
- Соблюдение требований законодательства (стандартов, норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче минерально-сырьевых ресурсов, а также подземных объектов, не связанных с добычей таких ресурсов.
Общие требования Положения в части задач, выполняемых Ростехнадзором, дополняются Законом «О недрах» и Административным регламентом Федеральной службы:
- соблюдение технологии выполнения работ (в том числе, взрывных работ), требований пожарной безопасности и т.д.
- соблюдение субъектами недропользования обязательных требований по своевременной аттестации работников, занятых на опасных промышленных объектах по разработке недр;
- проверка готовности состояния горноспасательных формирований к ликвидации потенциальных аварий на объектах недропользования.
Как уполномоченный государственный надзорный орган, Ростехнадзор имеет право на проведение следующих видов проверок:
- Плановая проверка. Проводится на основании ежегодного плана проверок, публикуемого на официальном сайте Ростехнадзора. Указанные проверки могут проводиться не чаще одного раза в трех лет, а о дате проверки субъект недропользования должен быть уведомлен в письменной форме.
- Внеплановая проверка. Проводится вне плана ежегодной проверки на основании поступившей информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу и иных охраняемым законом интересам. Еще одним поводом для внеплановой проверки является истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
- Документальная проверка. Проверка проводится на основании документов, представленных субъектами недропользования по запросу органов Ростехнадзора.
- Выездная проверка. Проводится в случаях, когда документальная проверка не позволяет оценить соответствие деятельности субъекта недропользования установленным требованиям нормативной базы.
Порядок проведения контрольных проверок, их результат
Общий порядок проведения проверок при реализации горного надзора регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Именно данный нормативный акт определяет периодичность проведения плановых и внеплановых проверок, устанавливает круг прав и обязанностей, как проверяющего органа, так и субъекта недропользования.
В отношении проведения проверок промышленных предприятий, выполняющих опасные работы в процессе использования участков недр, действует Административный регламент, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30 октября 2008 года № 280.
О проведении проверки надзорным органом издаётся распоряжение или приказ, в котором должны быть указаны:
- основания для проведения проверки (ежегодный план мероприятий; поступившее обращение об угрозе жизни и здоровью граждан, безопасности государства и т.д.);
- цель проверки (проверка общего соблюдения требований законодательства при плановой проверке либо проверка конкретной информации при внеплановой проверке);
- вид проверки (плановая или внеплановая, документальная или выездная);
- перечень мероприятий, запланированных в процессе проверки, а также объём документов, которые требуется представить контрольному органу;
- срок проведения проверки с указанием даты её начала и окончания (не может превышать 20 рабочих дней);
- сведения о должностном лице Ростехнадзора, которое уполномочено проводить данную проверку.
Проверка проводится в строгом соответствии с указанным распоряжением и предписанием, выдаваемым государственным инспектором. В адрес проверяемого субъекта направляется уведомление о предстоящей проверке.
Итогом провёденной проверки является акт, который государственный инспектор составляет в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом Министерством экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года № 141.
В случае выявления нарушений требований законодательства в акте указываются все обстоятельства, имеющие значение для привлечения виновного лица к ответственности. По итогам составления акта о выявленных нарушениях государственным инспектором выдается предписание об их устранении. Нарушение обязательных требований законодательства, выявленное в ходе проверки, будет являться основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по составам, предусмотренным главой 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Права и обязанности лиц, в отношении которых проводятся проверки в рамках государственного горного надзора
Общий перечень прав и обязанностей лица, в отношении которого проводится проверка в рамках горного надзора, указан в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В ходе проверки субъекты предпринимательской деятельности имеют право:
- непосредственно участвовать в проверке и давать пояснения по любым вопросам предмета проверки;
- получать информацию и знакомиться с документами, а также представлять документы, имеющие отношение к проверке;
- знакомиться с материалами проверки и обжаловать действия должностных лиц Ростехнадзора;
- требовать возмещения ущерба, причинённого незаконными действиями в ходе проверки горного надзора;
- привлекать к рассмотрению дела Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Общими обязанностями субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверки горного надзора являются выполнение законных требований государственного инспектора (предоставление требуемых документов, допуск на промышленные объекты, дача пояснений и т.д.), а также устранение выявленных нарушений, указанных в предписании по итогам проверки.
Результат проверки может быть обжалован в административном порядке (через вышестоящее должностное лицо) либо путём подачи жалобы в судебные органы.