Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Государственный фонд недр

В статье раскрыты вопросы нормативно-правовой характеристики государственного фонда недр, понятию государственного управления в сфере недропользования


 

Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» к функциям государства отнесено регулирование отношений в сфере недропользования. Одной из основных задач государства в этом направлении является управление государственным фондом недр.

Нормативно-правовая характеристика государственного фонда недр

В соответствии со ст. 2 Закона «О недрах» в государственный фонд недр включаются, во-первых, используемые участки недр, которые представляют из себя геометризованные блоки; во-вторых, неиспользуемые части недр.

Важной особенностью государственного фонда недр является факт нахождения указанных участков в пределах территории Российской Федерации и её континентального шельфа, то есть находящихся под юрисдикцией государства.

Конституция РФ провозглашает принцип совместного ведения Федерации и субъектов РФ по вопросам недропользования, который реализуется следующим образом:

  • часть недр находится в исключительном ведении Российской Федерации;
  • оставшаяся часть – в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Юридический статус участков недр, находящихся в совместном ведении, регулируется федеральным законодательством, а также совместными соглашениями и решениями органов власти Российской Федерации и субъектов.

Из недр, в отношении которых предусмотрено исключительное ведение Российской Федерации, могут создаваться участки федерального значения и федеральный фонд резервных месторождений, имеющие особое значение для обеспечения национальной безопасности и экономического суверенитета.

Реализация государственных полномочий по управлению государственным фондом недр возложено на Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое входит в систему исполнительных органов власти.

Государственные органы Российской Федерации и субъектов в пределах своей компетенции разрабатывают и принимают комплексные краткосрочные и долгосрочные программы, направленные на геологическое изучения недр, реализацию системы мероприятий по воспроизводству и эффективному использованию минерально-сырьевых ресурсов.

Государственное управление отношениями недропользования

Под государственным управлением в сфере недропользования понимается деятельность уполномоченных органов власти и должностных лиц на людей и экономические объекты, направленная на достижение целей, заявленных в нормативных, а также в программных стратегических документах. На практике такая деятельность заключается в формировании единой государственной политики в сфере недропользования, разработке и принятие общеобязательных норм и правил, контрольных и надзорных функциях государства.

Применительно к недропользованию целями государственного управления являются:

  1. Обеспечение эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов недр для обеспечения энергетических потребностей экономики страны;
  2. Создание системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу;
  3. Обеспечение эффективного и рационального использования природных ресурсов с учетом социальных и общественных интересов;
  4. Защита интересов России на внешнем рынке минерально-сырьевых ресурсов;
  5. Решение социально-экономических задач страны с учетом интересов экономики, охраны природной среды.

Указанная система мер государственного управления, помимо Закона «О недрах», предусмотрена рядом стратегических и программных документов, среди которых можно назвать следующие:

  • Энергетическая стратегия России до 2030 года;
  • Стратегия развития геологической области до 2030 года;
  • Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года;
  • Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы страны.

Исходя из целей государственного управления в сфере недропользования, можно выделить его объекты:

  • отношения, связанные с изучением и использованием недр на территории Российской Федерации, её континентального шельфа;
  • отношения, направленные на охрану недр и минерально-сырьевых ресурсов;
  • отношения, связанные с использованием отходов добывающей и перерабатывающей промышленности, отдельных минеральных ресурсов и подземных вод различного назначения.

В соответствии с Законом «О недрах» систему субъектов государственного управления недропользованием составляют следующие органы власти:

  1. Президент РФ, который реализует свои полномочия путём издания указов и распоряжений как по общим, так и по конкретным вопросам недропользования.
  2. Правительство РФ. Принимает нормативные акты (постановления, распоряжения), утверждает положения и регламенты в сфере недропользования. Также правительство осуществляет управление и распоряжение объектами федеральной собственности, а также участвует от имени государства в гражданских сделках.
  3. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Осуществляют управление недропользованием по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией.
  4. Органы государственного надзора в сфере недропользования.
  5. Федеральный орган управления государственным фондом недр.

Федеральным органом по управлению государственным фондом недр является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами субъектов РФ, а также отраслевыми и профильными органами власти.

Принцип совместного ведения Федерации и её субъектов в сфере управления недропользованием заключается в согласовании предельных размеров и количества участков недр, предельных лимитов минерально-сырьевых ресурсов, которые могут быть предоставлены в пользование. С этой целью указанные органы власти проводят аукционы на право использования участков недр, а также занимаются выдачей разрешительного документа на право пользования недрами – лицензии.

Особую роль на стадии надзора за соблюдением требований безопасности в сфере недропользования занимает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая также участвует в согласовании документов при выдаче лицензии на право пользования недрами.

К числу полномочий для реализации функции государственного управления законодательство относит:

  • оформление и выдачу лицензий на право пользования недрами (разработку и добычу минерально-сырьевых ресурсов, разведку и изучение новых месторождений);
  • учёт и регистрацию выполнения работ в сфере недропользования;
  • государственная экспертиза запасов минерально-сырьевых ресурсов;
  • ведение государственного кадастра месторождений;
  • ведение государственного баланса минерально-сырьевых ресурсов;
  • кнтроль за эффективным и рациональным использованием недр и их охраной;
  • надзор за соблюдением требований безопасности при проведении работ в сфере недропользования.

В рамках учёта информации в сфере недропользования государственные органы используют понятия "распределённый фонд недр", в который включаются участки, фактически предоставленные в пользование, а также "нераспределенный фонд недр". В процессе контроля за проведение геологоразведочных работ формируется единый фонд геологической информации о недрах, который является основанием для последующего планирования разработки новых месторождений полезных ископаемых.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по недвижимости
Юрист по недвижимости

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по недвижимости

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

добыча золота старатель

полный список документов для оформления и получения разрешение я на получения участка для разраотки и добычи золота

николай28.08.2021 08:59

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна29.08.2021 03:29

лицензия

получение лицензии на участок земли для добычи золота старательским способом

николай22.07.2021 15:14

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна23.07.2021 13:51