Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» к функциям государства отнесено регулирование отношений в сфере недропользования. Одной из основных задач государства в этом направлении является управление государственным фондом недр.
Нормативно-правовая характеристика государственного фонда недр
В соответствии со ст. 2 Закона «О недрах» в государственный фонд недр включаются, во-первых, используемые участки недр, которые представляют из себя геометризованные блоки; во-вторых, неиспользуемые части недр.
Важной особенностью государственного фонда недр является факт нахождения указанных участков в пределах территории Российской Федерации и её континентального шельфа, то есть находящихся под юрисдикцией государства.
Конституция РФ провозглашает принцип совместного ведения Федерации и субъектов РФ по вопросам недропользования, который реализуется следующим образом:
- часть недр находится в исключительном ведении Российской Федерации;
- оставшаяся часть – в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Юридический статус участков недр, находящихся в совместном ведении, регулируется федеральным законодательством, а также совместными соглашениями и решениями органов власти Российской Федерации и субъектов.
Из недр, в отношении которых предусмотрено исключительное ведение Российской Федерации, могут создаваться участки федерального значения и федеральный фонд резервных месторождений, имеющие особое значение для обеспечения национальной безопасности и экономического суверенитета.
Реализация государственных полномочий по управлению государственным фондом недр возложено на Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое входит в систему исполнительных органов власти.
Государственные органы Российской Федерации и субъектов в пределах своей компетенции разрабатывают и принимают комплексные краткосрочные и долгосрочные программы, направленные на геологическое изучения недр, реализацию системы мероприятий по воспроизводству и эффективному использованию минерально-сырьевых ресурсов.
Государственное управление отношениями недропользования
Под государственным управлением в сфере недропользования понимается деятельность уполномоченных органов власти и должностных лиц на людей и экономические объекты, направленная на достижение целей, заявленных в нормативных, а также в программных стратегических документах. На практике такая деятельность заключается в формировании единой государственной политики в сфере недропользования, разработке и принятие общеобязательных норм и правил, контрольных и надзорных функциях государства.
Применительно к недропользованию целями государственного управления являются:
- Обеспечение эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов недр для обеспечения энергетических потребностей экономики страны;
- Создание системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу;
- Обеспечение эффективного и рационального использования природных ресурсов с учетом социальных и общественных интересов;
- Защита интересов России на внешнем рынке минерально-сырьевых ресурсов;
- Решение социально-экономических задач страны с учетом интересов экономики, охраны природной среды.
Указанная система мер государственного управления, помимо Закона «О недрах», предусмотрена рядом стратегических и программных документов, среди которых можно назвать следующие:
- Энергетическая стратегия России до 2030 года;
- Стратегия развития геологической области до 2030 года;
- Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года;
- Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы страны.
Исходя из целей государственного управления в сфере недропользования, можно выделить его объекты:
- отношения, связанные с изучением и использованием недр на территории Российской Федерации, её континентального шельфа;
- отношения, направленные на охрану недр и минерально-сырьевых ресурсов;
- отношения, связанные с использованием отходов добывающей и перерабатывающей промышленности, отдельных минеральных ресурсов и подземных вод различного назначения.
В соответствии с Законом «О недрах» систему субъектов государственного управления недропользованием составляют следующие органы власти:
- Президент РФ, который реализует свои полномочия путём издания указов и распоряжений как по общим, так и по конкретным вопросам недропользования.
- Правительство РФ. Принимает нормативные акты (постановления, распоряжения), утверждает положения и регламенты в сфере недропользования. Также правительство осуществляет управление и распоряжение объектами федеральной собственности, а также участвует от имени государства в гражданских сделках.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ. Осуществляют управление недропользованием по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией.
- Органы государственного надзора в сфере недропользования.
- Федеральный орган управления государственным фондом недр.
Федеральным органом по управлению государственным фондом недр является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами субъектов РФ, а также отраслевыми и профильными органами власти.
Принцип совместного ведения Федерации и её субъектов в сфере управления недропользованием заключается в согласовании предельных размеров и количества участков недр, предельных лимитов минерально-сырьевых ресурсов, которые могут быть предоставлены в пользование. С этой целью указанные органы власти проводят аукционы на право использования участков недр, а также занимаются выдачей разрешительного документа на право пользования недрами – лицензии.
Особую роль на стадии надзора за соблюдением требований безопасности в сфере недропользования занимает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая также участвует в согласовании документов при выдаче лицензии на право пользования недрами.
К числу полномочий для реализации функции государственного управления законодательство относит:
- оформление и выдачу лицензий на право пользования недрами (разработку и добычу минерально-сырьевых ресурсов, разведку и изучение новых месторождений);
- учёт и регистрацию выполнения работ в сфере недропользования;
- государственная экспертиза запасов минерально-сырьевых ресурсов;
- ведение государственного кадастра месторождений;
- ведение государственного баланса минерально-сырьевых ресурсов;
- кнтроль за эффективным и рациональным использованием недр и их охраной;
- надзор за соблюдением требований безопасности при проведении работ в сфере недропользования.
В рамках учёта информации в сфере недропользования государственные органы используют понятия "распределённый фонд недр", в который включаются участки, фактически предоставленные в пользование, а также "нераспределенный фонд недр". В процессе контроля за проведение геологоразведочных работ формируется единый фонд геологической информации о недрах, который является основанием для последующего планирования разработки новых месторождений полезных ископаемых.