Если в отношении налогоплательщика проведена выездная или камеральная проверка, по итогам которой составлен акт, фиксирующий признаки нарушений, он может быть привлечен к ответственности.
Действия инспекторов не всегда являются правомерными. Изучая необходимые документы, они могут применить слишком формальный подход, отвергнув обоснованные доводы проверяемого.
Именно поэтому ст. 101 НК устанавливает месячный срок на то, чтобы обжаловать принятое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемый документ не вступает в силу до рассмотрения в апелляционном порядке.
Чтоб такой порядок реализовался, требуется соблюдение ряда условий:
Наиболее существенным последствием принятия вышестоящей структурой отрицательного решения по жалобе выступает вступление в силу оспариваемого акта. С этой даты у налогоплательщика возникает обязанность уплаты определенных в документе санкций.
Такой порядок является стандартным. Он реализуется, при полной поддержке вышестоящей инстанцией позиций инспекции, вынесшей первоначальное решение.
Однако правила могут отличаться, если рассматривающая жалобу структура придет к иным выводам.
Такое возможно, если эта инстанция согласится с доводами заявителя и полностью встанет на его сторону. В таком случае, речь о вступлении документа в силу идти не будет.
Закон устанавливает и другой вариант. При нем допустимо полностью отменить первоначальное решение и принять новое. В деле могут быть неточности процессуального характера, в результате чего потребуется аннулировать документ и принять новый.
Последствием выступит немедленное вступление в силу вновь принятого решения. Другой особенностью будет то, что его невозможно обжаловать аналогичным образом. Хотя оно и новое, недовольному налогоплательщику, привлеченному к ответственности, можно будет обращаться в суд.
В делах, связанных с выездными проверками, одновременно может рассматриваться целая группа нарушений. Это связано с тем, что такое контрольное мероприятие часто осуществляется в отношении целого ряда обязательных платежей.
Если нарушения выявлены по нескольким налогам, то соответствующие данные акта воспроизводятся в решении.
По итогам рассмотрения апелляции, налоговый орган может согласиться с доводами по одним эпизодам, и встать на строну подчиненной структуры – по другим. В итоге обжалуемое решение отменяется в части.
Это означает, что неотмененные положения документа (по которым получен отказ) вступают в силу с даты рассмотрения апелляции.
Бывают случаи, когда сам налогоплательщик не видит перспективы успешного обжалования ряда положений решения, однако считает необходимым отменить другую часть документа. В этом случае, предмет разбирательства касается лишь некоторых моментов.
В такой ситуации даже неоспариваемая часть решения вступает в силу лишь по итогам рассмотрения обращения.
Если заявитель не выполнил необходимых условий при подаче апелляции, поданные документы возвращаются. Он может обратиться повторно в рамках установленного месячного срока.
Если этого не произойдет, решение вступает в силу в день окончания периода для обжалования.