Условия соглашения о ценообразовании
Деятельность компаний, причисляемым к крупнейшим налогоплательщикам, отличается значительным числом сделок. Более того, нередко они имеют холдинговую структуру, внутри которой также заключается много соглашений. Большая их доля обладает признаками контролируемых сделок.
Законодатель пошел по пути упрощения отслеживания их условий, касающихся цены. Налогоплательщик, относящийся к категории крупных, вправе согласовать с ФНС ряд условий. Они определяются в соглашении о ценообразовании. В рамках переговоров, стороны устанавливают все необходимые критерии для определения рыночной стоимости по отдельным видам сделок, совершаемых компанией.
Чтобы учесть фактор инфляции, закон существенно ограничивает срок действия документа.
Он не может превышать 3-х лет, а максимальный период продления составляет 2 года.
С другой стороны, существуют специальные правила, которые обеспечивают стабильность условий соглашения о ценообразовании. Соответствующие нормы содержатся в ст. 105.25 НК.
Состав условий, составляющих предмет соглашения, которые содержатся в соглашении установлен, ч. 3 ст. 105.19 НК. К ним относятся следующие положения:
- перечень сделок, на которые распространяются условия соглашения о ценообразовании. Речь может идти как об определенных видах договоров, так и о конкретных видах товаров или услуг, в связи с которыми возникают гражданские правоотношения сторон;
- положения о способе определения рыночной цены. Подразумеваются как установленные нормами НК методики, так и любые другие пути установления такой стоимости, которые согласовали стороны в документа;
- состав источников информации. Речь идет обо всех, определенных сторонами в качестве приемлемых, СМИ, агентствах, а также данных других аналогичных компаний;
- период действия документа. Он не может превышать 3 лет. Однако стороны могут согласовать более короткий срок. Это может быть обусловлено высокой инфляцией или законодательными инициативами, которые направлены на изменение налогообложения той или иной отрасли;
- вопросы, связанные с проверкой выполнения условий документа налогоплательщиком. Они включают в себя состав предъявляемых для контроля документов, а также порядок их передачи в ФНС. Кроме того, устанавливаются сроки, в течение которых компания должна их направить.
Перечень условий, определяющих предмет этого соглашения, является открытым. Это необходимо для того, чтобы можно было учесть специфику работы любой организации.
Стабильность описанных условий обеспечивает удобное налоговое планирование как компанией, так и налоговым органом.
Понятие стабильности условий соглашения о ценообразовании
Стабильность содержимого соглашения как понятие в законе не установлена. Однако она обладает рядом признаков, рассмотрев которые, можно получить подходящее определение.
К ним относятся следующие особенности;
- это особый правовой режим соглашения. Он установлен ст. 105.25 НК. Этими нормами определены правила неизменности условий соглашения и изъятия из них;
- он распространяется на все условия, отраженные в документе. Никакая из сторон не может поменять их целиком или в части;
- изменение условий, в ряде случаев, возможно только по обоюдному согласию участников.
Учитывая эти характеристики, можно говорить о следующем определении. Под стабильностью соглашения о ценообразовании подразумевается особый правовой режим, не допускающий изменение положений документа, кроме исключительных случаев, наступление которых предоставляет сделать это путем документального оформления дополнений или изменений, при наличии согласия обеих сторон.
Ч.1 ст. 105.25 НК устанавливает правило, согласно которому соглашение не подлежит изменению в тех случаях, когда произошло изменение норм, регулирующих вопросы, связанные с оформлением этого документа. Это объясняется тем, что новшества носят организационный характер и регулируют лишь его порядок заключения, прекращения или изменения.
Такие корректировки в законе никак не влияют на суть документа. Они носят скорее процессуальный характер, нежели влияют на предмет заключенного соглашения.
Внесение изменений в текст соглашения о ценообразовании
Исключением из правил, касающихся стабильности условий документа, выступают случаи, определенные в ч. 2 ст. 105.25 НК. Речь идет об изменении в налоговом и/или таможенном законодательстве, которые оказывают влияние на деятельность компании.
Речь, в первую очередь, идет об изменениях, влияющих на размер обязательных платежей. Применяемые компаниями цены на товары и услуги во многом определяются налоговой и таможенной нагрузкой. Если последняя снижается, то норма прибыли растет, а рыночная цена становится ниже. При повышении нагрузки, происходит скачок стоимости.
Изменение налоговых и таможенных ставок делает неактуальными многие методики определения рыночной цены, которые стороны установили соглашением.
Старый порядок становится более выгодным либо компании, либо налоговому органу.
По этой причине, инициатива об изменении условий может исходить от любого участника соглашения. Если другая сторона не возражает, изменения в документ вносятся путем подписания дополнения, либо посредством составления новой редакции целиком.
Получающий предложение о корректировке условий соглашения участник не обязан утверждать новые положения. Если сторона, выступившая с инициативой, продолжает настаивать на изменениях, она может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к подписанию дополнения.
В ходе процедуры рассмотрения заявления, она будет обязана доказать обоснованность своей позиции. Факт наличия статуса государственного органа никак не влияет на ход рассмотрения дела. В рамках этой процедуры стороны обладают равным набором предоставленных прав.