Понятие симметричных корректировок
Симметричные корректировки, как определение, установлены в ст. 105.18 НК. В данной правовой номе установлен порядок и поводы для их проведения.
В 2015 году, в результате принятия ФЗ № 150, суть статьи получила новую редакцию. Такими изменениями были определены изменения, касающиеся правил, в пределах которых осуществляются симметричные корректировки.
В суть рассматриваемого понятия входит деятельность, осуществляемая налогоплательщиком, необходимость в которой может быть обоснована наличием решения органов ФНС об установлении обязательства по доначислению налога, а также процессом уменьшения размера понесенного убытка.
Таким образом, симметричные корректировки могут иметь как обязательный характер, так и выполняться в добровольном порядке.
Условия и порядок применения симметричных корректировок
Проведение симметричной корректировки возможно при наличии соответствующего уведомления, полученного от федеральных налоговых органов, которым предприятие обязывается к выполнению ряда бухгалтерских процедур. ФЗ-150 предоставлено право плательщикам налоговых отчислений по проведению взысканий процентов с федеральных налоговых органов, в том случае, если будет существовать нарушение срока, в который уведомление о возможности симметричных корректировок направлено второму субъекту выполненной сделки, находящейся под контролем исполнительной власти.
Процедура исчисления процентов осуществляется на протяжении периода, течение которого обосновывается началом истечения срока, который предоставляется законом для направления уведомления и завершается днем фактического выполнения такой функции.
Симметричные корректировки могут иметь добровольный характер и осуществляться налогоплательщиком путем доначисления налоговых выплат, что является основанием для снижения уровня убытков.
Осуществление симметричных корректировок не требует внесения коррективов в регистры, относящиеся к налоговому учету.
Такие изменения не требуются и в отношении первичной документации. Их обязательный учет должен быть отражен в декларациях, которые впоследствии будут направлены в адрес органов исполнительной власти.
Поводом для проведения корректировок для налогоплательщика, является наличие информационного уведомления, требующего их проведения. Такое уведомление исходит от федеральных органов исполнительной власти и является обязательным для исполнения.
Со стороны ФНС процедура передачи уведомления может заключаться в его нарочной передаче, в виде направления заказной корреспонденции, передачи электронным сообщением и т.д.
Действие уведомление обозначено датой, с которой плательщик мог провести корректировку, и действует на протяжении месяца. Такой срок может быть продлен в том случае, когда со стороны плательщика инициирована процедура пересмотра решения органов исполнительной власти, но он не может превышать полугода.
Цели применения симметричных корректировок
В рамках действующих норм права, налоговые обязательства, которые закрепляются за покупателем или заказчиком по договору, могут быть уменьшены за счет доначисления налогов другой стороне.
Цель уменьшения налоговой базы достигается в результате проведения проверки, нацеленной на установление правомерности налогообложения по контролируемой сделке, что осуществляется на основе решения органов ФНС.
Со стороны органов власти проводится проверка цены сделки, которая установлена взаимозависимыми лицами. Проверка цены осуществляется по отношению к тем ценам, которые действуют на рынке.
Провести уменьшение объема налоговой базы и снизить сумму начислений может второй субъект сделки самостоятельно, для чего потребуется применить цены, установленные проверкой и выполнить, исходя из них, расчет необходимого к выплате налога.
Уведомление о возможности симметричных корректировок
Симметричные корректировки проводятся в обязательном порядке на основании уведомлений. Для такого документа характерно наличие определенной формы, утвержденной на основании распоряжения налоговых органов.
Процедура направления уведомлений в адрес второго субъекта проведенной сделки осуществляется в результате его предъявления, направления заказной корреспонденцией или путем использования электронных форм. Направление уведомительного документа относится к обязанностям ФНС.
Нарушение указанных в законодательстве сроков, касающихся времени их выдачи и направления, может стать основанием для проведения зачета или возврата в адрес плательщика сумм тех средств, которые были уплачены, как излишне начисленные. Основанием для осуществления таких действий являются результаты, которые были получены после того, как симметричные корректировки были проведены.
Отсутствие уведомления в адрес второго субъекта сделки, дает последнему возможность обратиться в органы ФНС за его получением, для чего предъявляется заявление. В качестве приложений к такому заявлению могут выступать копии документов о решении, вынесенном в отношении лица прошедшего проверку, а также оп проведении действий по доначислению или уменьшению налоговой базы с его стороны.
Решения федерального органа исполнительной власти
Со стороны федеральных органов исполнительной власти могут быть приняты такие решения:
- о предоставлении уведомления, обязывающего провести симметричные корректировки;
- о предоставлении отказа в передаче уведомлений, на основании которых могут проводиться симметричные корректировки;
- по информированию о причинах приостановления сроков, связанных с выдачей уведомлений.
Принятые решения, устанавливающие возможность выдачи уведомления, должны быть направлены второму субъекту сделок не позже, чем на следующий день с момента их принятия.
Решения об отказе направляются второму субъекту на протяжении суток с того времени, как они были вынесены.
Отказ в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок
От органов налогового контроля в адрес субъекта соглашения может быть выдан отказ, на основании которого симметричные корректировки не могут быть проведены.
Процедура принятия такого решения регламентирована НК и рядом нормативных актов, относящихся к актам локального значения.
Со стороны органов исполнительной власти решения об отказе должны направляться заинтересованной стороне в срок, который ограничивается одними сутками и начинает течь с даты вынесения такого документа.
Поводом для отказа может послужить отсутствие должных оснований, изложенных в заявлении о предоставлении права на проведение корректировки. Кроме того, причиной негативного решения может стать недостаточность документации, предоставленной заинтересованным субъектом для разрешения вопроса по сути.
Обратные корректировки
В налоговом законодательстве существует обязанность, вменяемая плательщикам, согласно которой, проведение обратных корректировок является обязательным.
До настоящего времени, в качестве причины, являющейся обоснованием проведения таковой корректировки, со стороны второго субъекта соглашения могли послужить изменения, а равно и полная отмена, а также признание недействительности решений органов ФНС, которое осуществлено органами правосудия и принято по отношению к проверяемому лицу.
Изменения, которые произошли в недавнее время, послужили установлению новых правил, согласно которым, обратная корректировка должна быть осуществлена плательщиком налогов, выступающим вторым субъектом сделки, подлежащей контролю, самостоятельно.
Такая корректировка осуществляется относительно базы средств, которые могут быть обложены налогом, а также сумм налогов, которая была выплачена ранее, а равно и убытков, имеющих место в результате совершения сделок.
Любые корректировки, которые произошли по инициативе плательщика, должны иметь отражение в уточненной декларации.
Такой документ является отражением процесса уменьшения базы обложения, а также самих сумм налогов.
Проведение обратной корректировки может быть осуществлено при наличии уведомления, изданного в результате принятия решения федеральных органов исполнительной власти. Такие корректировки могут осуществляться на протяжении месяца, отсчет которого осуществляется с момента фактической регистрации уведомления в качестве входящей корреспонденции.
При осуществлении данных действий бухгалтерского характера, необходимо пользоваться правилом, согласно которому, пеня не может быть начислена в отношении тех сумм, которые возникли в результате увеличения базы, подлежащей исчислению налогов, после проведения обратной корректировки.
Уведомление о необходимости обратных корректировок
Решения о проведении обратной корректировки могут быть приняты исключительно ФНС. Законодательством установлены случаи, при которых проведение таких действий является обязательным и необходимым мероприятием.
К первому случаю относятся изменения, отмена или признание недействительности решений, установленных проверкой и устанавливающих ответственность в отношении проверяемых лиц. Для данного случая характерно наличие судебного решения.
Ко второму случаю относится вариант предоставления деклараций с уточненными сведениями, числовые значения которых свидетельствуют об уменьшении базовой суммы средств, подлежащих исчислению налогов.