Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами


Условия проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов

К полномочиям ФНС относится проведение проверок относительно действий по исчислению и уплате налоговых обязательств, которые обоснованы осуществлением сделок, субъектами которых являются взаимозависимые лица.

Данный вид проверок относится к мероприятиям специального значения, направленным на выполнение функций контроля за налогообложением.

Проверка полноты исчислений и уплаты налогов, осуществляемая ФНС, в качестве представителя органов исполнительной власти, осуществляется при условии предоставления плательщику уведомления о перечне контролируемых сделок, а равно и в результате извещения территориальных органов, которые наделены правом на проведение выездных проверок.

 

Порядок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов

Наличие уведомления о контролируемой сделке, а также получение извещения о проверке точно определенной сделки, подлежащей контролю, является основанием для выполнения проверочных мероприятий со стороны ФНС.

Срок, в пределах которого сделки могут быть подвергнуты контролю, является ограниченным.

Законодателем установлена граница такого периода, которая не может составлять более 3 лет.

В качестве контрольного значения для проведения мероприятия, используются три года, предшествующие периоду вынесение решения, во исполнение которого такая проверка будет проведена.

 

Права и обязанности лица, проводящего проверку полноты исчисления и уплаты налогов

Контролирующие органы, действующие в лице своих представителей, наделены правом проведения мероприятий, связанных с проверкой сделок, которые были проведены не позднее, чем три календарных года, до того года, в котором было принято решение по проведению проверки.

Акт налоговой проверки должен содержать данные о контролируемых сделках, доходах и расходах от них, независимо от того, когда они были совершены, но при условии, что их срок не более 3 лет.

Работники ФНС имеют возможность использовать весь спектр документации, требуемой для установления правильности или определения ошибки в определении размера и уплаты возникших обязательств.

 

Основания для проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов

Акт проверки подготавливается после выполнения всего спектра мероприятий, которые были запланированы распоряжением о ней. В основании проверки может лежать:

  • наличие уведомления об осуществлении сделок, подлежащих контролю. Такое сообщение исходит от налогоплательщика и является его обязанностью;
  • существование извещений, имеющих информацию, полученную в результате проведения проверочных мероприятия, свидетельствующую о проведении сделок, о которых не было заявлено;
  • установление факта сделки в результате повторных выездных мероприятий.

В качестве периода проверки необходимо понимать время, отсчет которого начинается днем принятия решения, на основании которого она проводится и день, в который выдан акт налоговой проверки, свидетельствующий о ее окончании.

Весь срок проведения мероприятия не может быть более полугода. Существуют исключительные случаи, когда ФНС продлевает срок до года.

 

Основания и порядок продления проверки полноты исчисления и уплаты налогов

По общему правилу, срок проверки, проведение которой осуществляется ФНС, не может превышать полугода. Существуют исключительные случаи, при наличии которых такой срок увеличивается и может достичь года.

Увеличение оформляется решением руководящего состава ФНС или органов, осуществляющих исполнительную власть.

В качестве оснований для увеличения периода может выступить необходимость истребования данных у госорганов иностранных государств, потребность в проведении экспертных действий, переводов документации и т.д.

 

Результаты проверки

Итоги, которые подводятся ФНС по результатом проверочных мероприятий, находят свое отражение в документальной форме, которой является акт налоговой проверки.

При наличии полной обоснованности исчисления и выплаты обязательств по налогам, результаты проверки не будут содержать положений об установлении ответственности, а лишь установят факт проведения сделок.

В противном случае могут быть определены факты, в которых плательщик налогов стал обладателем необоснованного обогащения. Причиной тому может стать уменьшение объема базы налогообложения, за счет «игры» с ценой.

Оценивая степень нарушения, ФНС может осуществить доначисление налога и обязать субъект проверки осуществить выплату в определенный срок.

 

Права и обязанности лица, в отношении которого проводилась проверка

Наиболее значимой обязанностью компаний, в отношении которых назначена проверка, является допуск сотрудников ФНС к документальной базе и предоставление необходимых материалов, касающихся сделок, находящихся под контролем.

Предприятия наделены правом обжаловать акт налоговой проверки, в случае несогласия с его результатами, что осуществляется в рамках досудебного урегулирования или осуществления правосудия.

 

Акт проверки

По факту проведения проверочных действий, со стороны ФНС издается акт. Данный документ имеет определенную форму, образец которой установлен локальными актами налоговых органов.

Результаты, указанные в акте, могут быть обжалованы. Если такое обжалование не проведено, то со стороны предприятия возникает обязанность по исполнению предписаний.

Как правило, налоговый орган, издавший акт налоговой проверки, может провести доначисление налога с вменением обязанности по их уплате.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по налогам
Юрист по налогам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по налоговому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут