Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Производство по делу о налоговых правонарушениях

Производство по делу о налоговых правонарушениях в Москве

В налоговом законодательстве предусмотрены случаи наступления ответственности за правонарушения.


Понятие производства

Порядок, по которому рассматриваются такие дела, носит особый характер, но при этом не противоречит нормам гражданско-процессуального, административного и уголовного права.

Под производством по делам о налоговых правонарушениях понимается процесс, в ходе которого налоговые органы выявляют, расследуют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения, а также привлекают к ответственности виновные лица.

Регламентируется налоговое производство Налоговым кодексом, в частности статьей 101.4.

При этом под правонарушением в налоговом законодательстве понимается ряд действий или бездействий плательщика налогов и сборов, которые привели к нарушению действующих налоговых норм. В ходе производства по делу о налоговых правонарушениях плательщик или признается виновным в предъявленных ему обвинениях, или признается невиновным.

Решение о привлечении к ответственности или освобождения от нее принимается руководителем налогового органа, который проводил мероприятия налогового контроля в отношении плательщика.

Согласно законодательству, допускается вынесение решения лицом, которое заменяет или исполняет обязанности руководителя налогового органа, а также вышестоящими налоговыми органами, которые лично контрольные налоговые мероприятия не проводили.

Налоговое правонарушение может быть охарактеризовано следующими признаками:

  • действие плательщика или его бездействие;
  • негативные последствия;
  • причинно-следственная связь между действием и наступившими негативными последствиями.

Отношения, которые складываются в налоговой сфере, охраняются законодательством и являются объектом налоговых правонарушений.

В качестве же субъектов выступают лица (следует понимать, как плательщики), которые в ходе своих действий или бездействий причинили ущерб государственному бюджету, а, значит, подлежат ответственности за свои правонарушения.

 

Порядок производства

Порядок производства о делах по налоговым правонарушениям описан в статье 101.4 Налогового кодекса. При этом данная статья применяется только тогда, когда речь идет о делах, рассматриваемых после проведения любых мероприятий по налоговому контролю, кроме налоговых проверок любого рода (следует понимать, как камеральные и выездные проверки).

Порядок производства подразумевает действие налоговых органов в поэтапной форме:

1. Составление акта о проведенных мероприятиях, выявленных нарушениях. Подписать акт должны и налоговый орган, проводивший мероприятия, и плательщик, в отношении которого эти мероприятия проводились. В случаях, когда плательщик не соглашается с составленным актом, отказывается его подписать, в документе проставляется соответствующая запись.

2. Выражение несогласия по составленному акту со стороны плательщика. Плательщик имеет право в письменном виде выразить свое несогласие и составить претензии по предъявленному ему акту. Налоговый орган обязан рассмотреть данное возражение, изучить материалы и документы, представленные плательщиком в качестве доказательств.

3. Принятие решения налоговым органом. После изучения всех материалов и обстоятельств дела по налоговому нарушению, в том числе и возражений плательщика, составленного в его отношении акта, иных документов, руководитель налогового органа выносит свое решение по делу. Срок на рассмотрение всех материалов составляет 10 рабочих дней.

4. Вручение вынесенного решения плательщику. Налоговый орган обязан известить плательщика, в отношении которого рассматривалось дело о налоговом правонарушении, о вынесенном решении, а так же указать в течение какого срока данное решение может быть обжаловано. Способ вручения решения может быть как личный под роспись, так и путем почтового отправления заказного формата, где днем вручения будет считаться шестой рабочий день с момента отправки.

5. Привлечение виновного плательщика к ответственности, если его вина была доказана, а возражений по вынесенному решению не было, или доказательства по возражениям носили недостаточный характер для отмены меры наказания.

 

Требования к акту, процесс рассмотрения

Акт о проведенных в отношении плательщика мероприятий, цель которых осуществление налогового контроля, составляется в течение 10 рабочих дней после проведения мероприятий.

В акте указываются все обстоятельства по обнаруженным правонарушениям в налоговой сфере, прописываются доказательства, ссылки на нормативно-правовые акты, согласно которым были найдены нарушения и правонарушения, методы влияния на виновного, возможная ответственность и требования по устранению найденных нарушений.

Так, в акте прописываются то, в ходе каких конкретно мероприятий были выявлены нарушения, степень их тяжести, отягчающие или смягчающие для плательщика обстоятельства. Плательщик вправе согласиться с актом и подписать его, или же выразить свое устное и письменное возражение, отказаться от подписания и даже получения акта.

Налоговый орган, в свою очередь, обязан всеми законными и доступными способами вручить акт плательщику.

Например, в практике известны случаи, когда налоговый орган отправлял акт несколькими способами сразу: путем телекоммуникационных средств, почтовым отправлением и курьером.

Разрабатывают форму и требования к составляемым актам о проведенных мероприятиях в сфере налогового контроля исполнительные органы федеральной власти, которые уполномочены на осуществление контроля в налоговой сфере.

Руководитель налогового органа в течение 10 рабочих дней рассматривает акт и приложенные к нему материалы дела, с целью вынесения обоснованного и законного решения в отношении виновности плательщика. В процессе рассмотрения составляется протокол действий по осуществлению налогового контроля. В процессе рассмотрения дела руководитель налогового органа может привлекать к оценке материалов специалистов и экспертов, информация и мнения которых вносятся в протокол рассмотрения дела.

Руководитель налогового органа обязан в ходе рассмотрения материалов дела установить, действительно ли плательщик осуществлял противоправные действия, которые привели к налоговому нарушению, определить состав такого нарушения, установить, существует ли основания для привлечения виновного к ответственности. А так же изучить материалы и установить, является ли плательщик действительно виновным, вынести окончательное решение о привлечении или освобождении от ответственности.

 

Отмена решения и административная ответственность

Налоговый орган, должностные лица которого совершили нарушения в процессе проведения мероприятий или же неправомерно рассмотрели материалы дела о налоговом правонарушении, привлекается к ответственности, что влечет за собой отмену вынесенного по делу решения.

Если руководитель налогового органа в ходе рассмотрения совершил должностные нарушения, то он подвергается должностному взысканию, а его решение считается необоснованным, недостаточным и недостоверным, а, значит, подлежит отмене.

Основаниями для отмены вынесенного решения может выступать рассмотрение решения, материалов дела и доказательств невиновности плательщика вышестоящим налоговым органом или судебным органом, которые в ходе рассмотрения обнаружили нарушения следственных норм и процедур, которые привели к вынесению такого решения.

При этом, если нарушения носят незначительный характер и не влияют на вынесенное первоначальное решение, то отмены может и не произойти за недостаточностью оснований.

Привлечение к административной ответственности виновного плательщика возможно в том случае, если совершенные им правонарушения имеют меру наказания в виде административной ответственности. При этом руководитель налогового органа, рассматривающего материалы налогового дела, составляет протокол об административном правонарушении в налоговой сфере.

Осуществление карательных мер со стороны налоговых органов проходит в рамках и налогового, и административного права, с соблюдением норм и того, и другого права. Протокол составляется уполномоченным должностным лицом, в роли которого обычно выступает руководитель  налогового органа или лицо, заменяющее его.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут