Основные этапы заключения соглашения о ценообразовании
Соглашение о ценообразовании представляет собой особый правовой документ. Оно заключается между налогоплательщиком и представителями ФНС и представляет собой установленный порядок определения цен и использования методов ценообразования для налогообложения, во время непосредственного проведения контролируемых сделок.
Действующее законодательство РФ и нормы налогового права устанавливают определенные этапы и порядок заключения соглашения о ценообразовании.
Первоначальным этапом является заявление, которое заинтересованное лицо – налогоплательщик, подает в соответствующий орган ФНС.
Заявление составляется на русском языке и требует представления дополнительных документов для налогового органа, список которых утверждается нормами налогового права.
Помимо этого, перед тем, как начнется процедура рассмотрения поданных документов налогоплательщика, должна быть уплачена соответствующая пошлина. Ее уплата также входит в обязанности налогоплательщика.
После того, как все документы и заявление налогоплательщика были поданы в налоговый орган, начинается этап их изучения и рассмотрения.
При этом осуществляется создание специальной рабочей группы, которая, после первоначального рассмотрения документов, направляет в адрес налогоплательщика уведомление о необходимости обсуждения условий данного соглашения, либо о необходимости представления дополнительных документов, так как определенные сведения, по результатам проведенной начальной проверки, отсутствуют.
Заключительным этапом рассмотрения станет вынесение окончательного решения федерального налогового органа, которое будет основано на достоверности и полноте представленной информации, а также на иных сведениях, непосредственно относящихся к действующим нормам налогового права.
Документы, прилагаемые к заявлению о заключении соглашения о ценообразовании
К заявлению о заключении соглашения о ценообразовании прилагаются определенные документы налогоплательщика, список которых утвержден действующими нормами налогового права. Данный список документов включает в себя:
- составленный письменный проект будущего соглашения, с обязательным указанием его основных пунктов, главные положений и наиболее важных условий, касающихся процедур проведения контролируемых сделок;
- документы, дающие представление о непосредственной деятельности налогоплательщика, а также о самой контролируемой сделке, либо сделках, в отношении которых составляется данное соглашение, об их предмете, сущности, особенностях и важных нюансах в порядке проведения;
- копии учредительных документов лица – налогоплательщика, включая свидетельство о государственной регистрации и о постановке на учет в соответствующем налоговом органе;
- документы по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период рассмотрения;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины заинтересованным лицом - налогоплательщиком;
- иные документы, которые могут иметь значение при составлении и заключении соглашения о ценообразовании, а также при принятии окончательного решения налоговым органом после рассмотрения.
Список прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти
Во время непосредственного рассмотрения заявления, которое было подано налогоплательщиком, орган исполнительной власти – ФНС также имеет определенные права и обязанности, являющиеся обязательными.
Основным правом федерального органа исполнительной власти, безусловно, можно назвать право проверки имеющегося заявления и документов, а также истребование дополнительных сведений, если это необходимо, по результатам рассмотрения.
Налоговое законодательство РФ устанавливает список дополнительных сведений, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в соответствии с предписанием федерального органа исполнительной власти:
- дополнительная бухгалтерская отчетность, либо аудиторское заключение, которое сможет подтвердить достоверность данной отчетности;
- внутренние документы организации, оказывающие влияние на ее ценовую политику;
- договоры, являющиеся правовым основанием для проведения контролируемых сделок;
- регистры налогового учета доходов и расходов за определенные временные периоды отчетности;
- права и обязанности лиц – участников контролируемой сделки;
- штатное расписание, должностные инструкции сотрудников и иные документы, относящиеся к персоналу организации;
- транспортные и иные документы, регулирующие процедуры ввоза и вывоза определенных товаров.
Решения федерального органа исполнительной власти также могут содержать требования и о представлении иных дополнительных документов, в зависимости от характера ситуации и дополнительных обстоятельств.
Решение по результатам рассмотрения документов и повторное представление документов
После того, как заявление и документация налогоплательщика были рассмотрены, органом исполнительной власти федерального назначения должны быть вынесены определенные решения, по результатам рассмотрения.
Эти решения федерального органа исполнительной власти могут заключаться в следующем:
- о дальнейшем заключении соглашения о ценообразовании, требование о котором содержало заявление налогоплательщика;
- об отказе в исполнении требований, которое содержало данное заявление;
- о необходимости внесения определенных корректировок в соглашение, а также об иных действиях, которые следует произвести налогоплательщику для того, чтобы решение федерального органа исполнительной власти, по результатам рассмотрения, стало положительным.
После принятия решения федерального органа исполнительной власти о внесении определенных корректировок, либо дополнительной информации, в обязанности и права заинтересованного лица включается пункт по быстрому устранению имеющихся недочетов и повторной подачи документации, прилагаемой к заявлению.
Сведения о принятии данного решения федерального органа исполнительной власти направляются налогоплательщику в течение 5 дней с момента вынесения этого решения.
Повторная подача документа налогоплательщиком может быть осуществлена только после всех необходимых доработок. Срок, который дается налогоплательщику на устранение всех имеющихся недочетов, должен быть указан в тексте самого решения федерального органа исполнительной власти.
Основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании
В права и обязанности налоговых органов входит и вынесение определенных решений, в том числе и об отказе от заключения соглашения, которые принимаются им по результатам рассмотрения всех представленных заявителем сведений.
Решения об отказе по результатам изучения всей документации могут быть приняты при наличии следующих оснований:
- непредставление налогоплательщик необходимых документов, либо представление их в неполном объеме;
- указание в документации ложных сведений, которые были выявлены по результатам проведенной проверки;
- неуплата государственной пошлины, либо только частичная уплата предусмотренной суммы;
- мотивированные и объясненные выводы налогового органа, сделанные по результатам рассмотрения всех условий, о том, что в случае заключения данного соглашения о ценообразовании, не может быть обеспечено точное исполнение налоговых норм и действующих положений, указанных в ст. 105.3 НК РФ.
Заявление физического лица о заключении соглашения о ценообразовании
В права и обязанности физического лица, являющегося налогоплательщиком, входит возможность подачи заявления о заключении соглашения о ценообразовании. При этом решение налоговой инспекции будет положительным только в том случае, если данный документ был составлен грамотно, в соответствии с установленными формами и действующими положениями.
Заявление и соответствующая документация могут быть переданы в налоговый орган лично налогоплательщиком, либо направлены туда посредством почтового отправления.
Содержание заявления должно включать в себя все необходимые сведения:
- данные о заявителе – налогоплательщике;
- сведения о контролируемых сделках;
- информация о предлагающемся проекте соглашения о ценообразования;
- обоснованные и мотивированные причины необходимости заключения данного соглашения;
- сведения о документации, которая прилагается налогоплательщиком заявлению;
- иные данные, которые могут иметь значение в данной процедуре, в соответствии с нормами налогового права.
В случае недостатка необходимых сведений, налоговый орган вправе запросить дополнительную информацию для прояснения определенных нюансов.