Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Порядок прекращения соглашения о ценообразовании

Порядок прекращения соглашения о ценообразовании

Соглашение может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.


Порядок прекращения соглашения о ценообразовании

Соглашение о ценообразовании представляет документ, подписываемый руководством ФНС и налогоплательщиком, относящимся к категории крупнейших. Оно призвано разгрузить обоих участников.

Налоговики получают выгоду, связанную со снижением количества действий по контролю за рядом сделок. Налогоплательщик освобождается от необходимости представления огромного массива документации по многим своим операциям.

Кроме того, оно несет сторонам обоюдную выгоду. Она связана с тем, что устанавливаются критерии, по которым происходит отнесение цен к рыночным по сделкам налогоплательщика, относящимся к контролируемым.

Крупные компании почти всегда являются холдинговыми структурами.

По этой причине, значительное число их операций попадают в категорию контролируемых.

Как и любой другой договор, соглашение о ценообразовании предполагает механизм прекращения. Соответствующие правовые нормы содержатся в ст. 105.24 НК.

 

Условия для прекращения соглашения о ценообразовании

Условия, с которыми связывается прекращение действия документа, можно классифицировать по целому ряду признаков.

В зависимости от стремления сторон, выделяют добровольные основания, а также принудительные и не зависящие от воли участников.

Существует и критерий связанности с нарушениями. Прекращение соглашения о ценообразовании может быть связано с наличием недоимок по обязательным платежам в бюджет, а может и не зависеть от этих фактов.

В зависимости от участия в прекращении действия документа 3-х лиц, отличаются процедура, требующая таковое, и осуществляемая сторонами самостоятельно.

 

Истечение срока соглашения

Наиболее часто встречающаяся причина прекращения соглашения – это истечение его срока. Условие о продолжительности действия должно быть указано в документе. Действующие правила (ст. 105.21 НК)                предусматривают максимальный срок соглашения, составляющий 3 года с момента вступления в силу.

Его истечение не означает автоматического прекращения действия соглашения о ценообразовании. Оно может продлеваться дополнительным документом, который подписывает налогоплательщик и уполномоченный представитель ФНС.

Максимальный период, на который допустимо пролонгировать действие документа, не может превышать 2-х лет.

Оба ограничения связаны с инфляцией. Поскольку цены постоянно повышаются, параметры соглашения о ценообразовании могут в короткий период утратить свою актуальность.

 

Досрочные основания

К ним относятся все остальные предусмотренные законом случаи прекращения действия соглашения о ценообразовании. Все они, в той или иной мере, зависят от воли, как минимум, одной подписавшей их стороны.

Все эти случаи предполагают проведение особой процедуры, либо специальное оформление.

 

Соглашение сторон о расторжении

Как и любое другое соглашение, этот документ можно расторгнуть по взаимному согласию. Причины для таких действий не ограничены.

Предложение может исходить как от ФНС, так и от налогоплательщика.

Первое оформляется в виде заявления, а второе может быть передано в форме любого другого подходящего письменного документа. Если другая сторона отказывается расторгать соглашение о ценообразовании, то у другого участника сохраняются все обязанности, предусмотренные им.

 

Судебная процедура

Единственной возможностью расторгнуть соглашение, если стороне не удалось добиться этого путем переговоров, выступает судебная процедура. Желающему прекратить действие документа участнику необходимо обратиться с соответствующим иском.

Особенности разрешения этих дел определяются нормами АПК. К процедуре применяется ряд следующих принципов:

  • равенство сторон разбирательства. Речь не может идти о реализации властных полномочий ФНС. Объем прав, предоставленных налоговому органу соответствует этой части процессуального статуса налогоплательщика;
  • необходимость обоснования своей позиции. Истец должен предъявить все доказательства в поддержку своей позиции, а также дать оценку доводам ответчика, который не согласен с прекращением соглашения о ценообразовании.

Процедура может завершиться мировым соглашением, удовлетворением иска судом полностью или частично, либо отказом прекратить действие документа.

 

Административная процедура

Возможна ситуация, когда прекращение действия соглашения о ценообразовании происходит в административном порядке. Речь идет о случае, когда обнаружены нарушения. Это дает возможность руководителю ФНС или его заместителю принять решение о прекращении соглашения о ценообразовании.

Основанием для его принятия может быть только проведение проверки, которая предусматривается ст. 105.17 НК.

Она проводится головным подразделением ФНС на основании сведений, поступивших от инспекции, которая занимается администрированием платежей такого налогоплательщика, полученных в ходе мероприятий налогового контроля.

Срок ее проведения составляет 6 месяцев. Он может увеличиваться еще на такой же период.

Если в рамках проверки необходимы сведения из зарубежных государств, то срок может быть дополнительно продлен на 3 месяца.

В ходе процедуры, налоговики изучают каждую контролируемую сделку на предмет соответствия условиям соглашения о ценообразовании. Если будут обнаружены нарушения, то по ее итогам составляется акт. Этот документ оформляется в течение 2-х месяцев после окончания проверки.

Ч.2 ст. 105.24 НК позволяет говорить о возможности ФНС прекратить действие соглашения о ценообразовании с момента составления акта проверки. При этом, итоги контрольных мероприятий должны установить следующие факты:

  • нарушение условий соглашения должно иметь место в течение периода его действия. По умолчанию оно вступает в силу со следующего за подписанием года. Если нарушение имело место до этого периода, ФНС не вправе принудительно прекратить действие документа;
  • нарушение должно состоять в неполной уплате налога. Это означает, что в акте проверки должны содержаться указания на доначисление обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджет. В качестве такового не указана полная неуплата. Возможно это недоработка законодателя. Однако, учитывая крупный статус плательщика, такая ситуация вряд ли возможна на практике.

Решение о прекращении должно быть подписано руководителем ФНС, либо его заместителем. Согласно закону, это не право, а обязанность налогового органа. Оно подлежит личному вручению адресату, либо направлению посредством почты.

Письмо считается врученным на 6-й день после отправки. Его копия направляется в налоговую инспекцию, осуществляющую администрирование платежей организации.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.