Заявление о проведении налогового мониторинга
Налоговый мониторинг представляет собой особую правовую процедуру, заключающуюся в осуществлении проверки системы налогообложения предприятия или организации, а также иных сведений, непосредственно относящихся к существующим нормам налогового законодательства.
Начальным этапом проведения налогового мониторинга является подача письменного заявления. Оно может быть подано заинтересованным лицом – руководителем предприятия или организации, который, в поданном заявлении, выражает свое желание и дает согласие на проведения мониторинга.
Заявление о проведении налогового мониторинга подается в налоговую инспекцию, по месту регистрации юридического лица – налогоплательщика. Для подачи заявления, налоговое законодательство РФ устанавливает определенные условия и требования, в качестве основного при этом можно выделить допустимые сроки.
Заявление о проведении налогового мониторинга должно быть подано заинтересованным лицом не позднее 1-го июля года, предшествующего тому временного периоду, в который требуется проведение налогового мониторинга.
Если организация является официальным крупнейшим налогоплательщиком, соответствующее заявление должно быть подано по месту учета этой организации, как крупнейшего налогоплательщика. В том случае, если заинтересованным лицом были нарушены установленные сроки, и заявление не было подано вовремя, налоговый орган имеет полноценное право на то, чтобы принять решение об отказе в приеме данного документа.
Сведения в заявлении о проведении налогового мониторинга
Заявление, поданное заинтересованным лицом, будет принято налоговым органом только в том случае, если оно будет содержать в себе все необходимые сведения, которые предусмотрены действующим налоговом законодательством. Вместе с письменным заявлением должны быть представлены:
- регламент информационного взаимодействия, специальная форма и положения которого утверждены ФНС России;
- информация о дополнительных организациях, предприятиях, а также иных юридических лиц, которые принимают непосредственное участие в организации, представляющей данное заявление. Единственным условием при этом выступает тот факт, что доля данного участия, как прямого, так и косвенного, не должна быть менее 25%. В противном случае данные о дополнительных юридических лицах не представляются;
- сведения о действующей учетной политики организации или предприятия, которая была разработана и утверждена на данный временной период, в котором осуществляется подача заявление;
- иные сведения, которые могут напрямую относиться к будущей процедуре налогового мониторинга, если такая информация имеется.
Следует помнить о том, что непредставление какой-либо информации, указанной выше, либо ее представление не в полном объеме, негативно скажется на результатах рассмотрения заявления. В таком случае налоговый орган будет иметь все полноценные права по отклонению требований заявителя и отказе от проведения процедуры налогового мониторинга.
Результаты рассмотрения заявления
После подачи заявления о проведении налогового мониторинга и дополнительных сведений заинтересованным лицом, налоговый орган приступает к рассмотрению всех поданных документов.
Следующим этапом станет вынесение соответствующего решения налоговым органом. Данная процедура должна быть осуществлена не позднее 1-го ноября года, в котором произошла подача данного заявления.
Решение налогового органа может заключаться в одном из двух вариантов: удовлетворение просьбы заявителя и назначения дальнейшего налогового мониторинга, либо отказ в удовлетворении данной просьбы и принятие отрицательного решения.
Если после оглашения соответствующего решения заинтересованному лицу, оно считает, что данное решение было принято налоговым органом безосновательно, у него появляется законное право на обращение в вышестоящую инстанцию с целью защиты своих интересов.
В случае принятия положительного решения, налоговый орган указывает дату начала и окончания налогового мониторинга.
При этом, в случае наличия определенных обстоятельств, прекращение проведения налогового мониторинга может быть осуществлено досрочно. Таким обстоятельством, например, может служить доказанный факт неисполнения юридическим лицом положений действующего регламента информационного взаимодействия.
Помимо этого, досрочное прекращение процедуры повлечет за собой и факт найденного нарушения, либо представления недостоверных сведений, если данные факты были выявлены во время непосредственного проведения налогового мониторинга.
Решение о досрочном прекращении выносится тем же налоговым органом, которые ранее принимал решение о начала мониторинга.
Основания отказа в проведении налогового мониторинга
Уполномоченный орган имеет право выносить отказ заинтересованному лицу в проведении налогового мониторинга только в том случае, если данное решение обосновано соответствующими доказательствами и неоспоримыми подтверждениями.
Решение об отказе должно быть подано в установленный законодательством срок, после чего оно должно быть направлено в соответствующую организацию, в отношении которой был вынесен данный отказ.
Отправка решения должна быть осуществлена не позднее, чем в течение 5 дней с момента непосредственного вынесения данного решения. Основные причины для отказа может быть выражены в следующем:
- непредставление, либо неполное представление обратившимся лицом соответствующих документов, список которых устанавливается и утверждается положениями НК РФ;
- несоблюдение организацией определенных показателей и условий, которые устанавливаются законодательством РФ для правомерного проведения налогового мониторинга. В такие показатели можно включить общий размер базы доходов, порядок налогообложения, общий размер установленных налогов, обязательных к уплате и т.д.;
- ошибки в представленном регламенте информационного взаимодействия, или его несоответствие установленным формам и нормативам;
- иные причины, которые делают проведение налогового мониторинга невозможным.
Уполномоченный орган, в своем решение об отказе в проведении мониторинга, в обязательно порядке, должен указать соответствующую причину данного отказа. В отдельных случаях, налоговым органом может быть установлен дополнительный срок, в который заинтересованное лицо может предпринять определенные действия для устранения причин невозможности проведения налогового мониторинга.
Например, в этот срок могут быть поданы недостающие документы, исправлены существующие ошибки, предъявлены дополнительные сведения, разъяснения и т.д. В случае своевременного устранения налогоплательщиком всех недочетов, уполномоченный орган имеет право на изменение ранее принятого отрицательного решения.