Правовые аспекты и характеристика субинститута ответственности должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов
Согласно законодательству, регламентирующему порядок и условия налогообложения, в частности НК РФ, налоговые органы являют собой систему, основное направление которой – это осуществление контроля над своевременной уплатой налоговых платежей и сборов.
Представители налоговых структурных образований должны действовать в пределах своих полномочий и только в соответствии с законодательством РФ. При этом тот же нормативно-правовой акт четко определяет права и обязанности органов внутренних дел, а также следственных органов и их должностных лиц, которыми они наделены для выполнения своих служебных обязанностей.
Невыполнение законодательных предписаний, что влечет за собой неправомерные действия или бездействие должностных лиц, является основанием для привлечения последних к правовой ответственности.
Основанием для привлечения должностных лиц ОВД к юридической ответственности является совершение последними неправомерного действия или бездействия, последствия которого стали причиной нанесения налогоплательщику ущерба. При этом ущерб, нанесенный пострадавшему от правонарушения лицу, подлежит возмещению за счет средств из федерального бюджета.
Порядок возмещения вреда регламентирован НК РФ, а также другими специальными нормативно-правовыми актами. Право граждан на возмещение ущерба, нанесенного как должностными лицами органов внутренних дел, так и должностными лицами следственных органов, гарантировано российским законодательством.
При рассмотрении дел о возмещении ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий должностных лиц или их бездействий, расчет суммы, подлежащей компенсации осуществляется на основании предоставленных доказательств. При этом доказательства должны соответствовать законодательным требованиям допустимости и относимости.
В качестве доказательств возможно использование только тех документов, которые подтверждают непосредственно нанесение вреда и его размер. К тому же, для подтверждения этих сведений используются только те документы, основным предназначением которых является отображение расчетных операций. К примеру, это может быть смета затрат, разработанная для устранения недостатков услуг, работ и прочее.
За совершение неправомерных действий или в случае преступного бездействия должностных лиц законодательными актами РФ предусмотрено привлечение правонарушителей к таким видам ответственности: административной, дисциплинарной, уголовной, а также материальной и гражданско-правовой.
Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов
Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.
В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.
Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:
- дисциплинарная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- материальная;
- уголовная.
Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов к дисциплинарной ответственности
Основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности - непосредственное нарушение служебных порядков и пренебрежение обязанностями, то есть меры дисциплинарного взыскания применяются в случае несоблюдения правил служебной дисциплины.
Общий порядок привлечения должностных лиц к данному виду ответственности, а также основания для назначения дисциплинарного взыскания регламентированы ТК РФ.
Непосредственно составы дисциплинарных правонарушений, при наличии которых допускается привлечение лица к соответствующей юридической ответственности, предусмотрены специальными актами правотворчества. Так, для представителей органов внутренних дел таковыми являются:
1. Закон «О милиции»;
2. Соответствующие положения.
За совершение дисциплинарных проступков на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды наказаний:
- вынесение выговора;
- вынесение строгого выговора;
- предупреждение;
- снижение должностного лица, совершившего проступок, в звании;
- понижение правонарушителя в должности;
- лишение нагрудного знака;
- крайняя мера дисциплинарного взыскания - увольнение.
Необходимый объем полномочий, позволяющий назначить меру дисциплинарного взыскания сотруднику ОВД, имеет лишь то должностное лицо, которое вправе принимать граждан на определенную должность.
Основания привлечения должностных лиц к административной ответственности
Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.
Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:
- невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
- совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
- отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
- нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
- принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.
Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.
Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.
Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).
Гражданско-правовая и материальная ответственность должностных лиц
Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.
Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:
- возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
- нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
- возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
- привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.
Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц следственных органов
Уголовная ответственность наступает при совершении чиновником неправомерных действий, что произошло с помощью использования полномочий, которыми наделен нарушитель в силу своего служебного положения. Должностное лицо является специальным субъектом преступления.
Можно выделить несколько групп преступлений, за совершение которых возможно привлечение должностного лица к уголовной ответственности:
- преступные деяния, объектом которых является нерушимость государственной власти, а также интересы госслужбы;
- преступные деяния против правосудия;
- общественно-опасные действия или бездействие, объектом посягательства которых являются права, интересы и свободы граждан.
В отличие от других видов юридической ответственности, привлечение к уголовной ответственности допускается только на основаниях, предусмотренных УК РФ.
Применение при назначении наказания других нормативно-правовых актов, равно как и использование аналогии права, недопустимо.